главная страница Основа иконы Обработка доски.

Обработка доски.

Обработка доски.

Как уже говорилось выше, доска под икону, должна быть хорошо высушена.

В  доске(склееной или цельной), для предотвращения деформаций, в тыльной стороне, поперек волокон, делаются прорезы. В них вставляются узкие дощечки, изготовленные  по форме паза из более твёрдого дерева, чем сама доска (ясень, дуб).


Наиболее  известны шпонки распространенные  под названиями «рельефных», «встречных»,«сквозных», «плоских». Форма паза для шпонок называется «ласточкин хвост».

На лицевой стороне доски делается  углубление(ковчег или корыто), вокруг которого оставляется нетронутым поле,или рама. Уступ,который образуется ковчегом, называется "лузгой". Встречаются иконописные доски с двойным ковчегом. Для небольших досок глубина ковчега составляет - 2 – 2,5 мм для крупных икон - 3—4 мм . Если пропорции не соблюдены,т.е.соотношение длины,ширины и размеры полей к размерам самой доски,то теряется впечатление и от хорошо сделанной работы.

Ранее столяр с художником работали в контакте. В столярном деле дощаник был таким же мастером, каким иконник в красочном. Вкус у хорошего столяра был не менее утонченн,чем у художника.

В разные времена пропорции досок, способы обработки,ширина полей, профиль шпонок и их крепление,  изменялись.  При установлении времени произведения все эти особенности имеют большое значение. В древности иконописные доски изготовлялись с помощью тесла и топора, поэтому сохранилось  для доски такое название, как «тес». Колотые не трескались и почти  не коробились, особенно, когда они были расколоты вдоль по волокнам, по радиусу. После колотые доски стали заменять пилеными.


Обновлено (21.05.2012 19:02)

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях