главная страница Словарь

Краткий словарь терминов

Индекс материала
Краткий словарь терминов
slovari
slovari
slovari
Все страницы

Краткий словарь терминов.

А

Ассист-

изображение на иконе Божесвенного света,исходящего от Господа,сил небесных и святых.Изображается в виде групп золотых или светлых линий,острых с одного конца.

Б

Басма-

тонкие металлические пластинки квадратной формы с вытисненным орнаментом,преимущественно серебрянные.Набивались на фоны икон,образуя басменный оклад.

В

Венец-

накладной нимб на окладе.

Вплавлять-

очень деликатно вводить один цвет в другой.

Г

Графья-

легко процарапанный по грунту контур рисунка иконы.

Гиматий-

часть одеяния Спасителя.

Д

Двучастная икона-

икона,состоящая из двух различных сюжетов.

Доличное письмо-

в русской иконе письмо пейзажа,архитектуры,одежды,предшествующее изображению ликов и открытых частей тела.

Дощанник-

столяр,делающий иконные доски.

Ж

Живки(оживки)-

маленькие пробела,"оживляющие" образ.

Житийная икона-

икона,описывающая житие святого.

З

Знамение-

первоначальное нанесение рисунка композиции будущей иконы.

Знаменить-

наносить знамение.

Знаменщик-

ведущий мастер в иконописной бригаде,наносящий рисунок на будущую икону.

Зубок-

полированный кусочек агата,кабаний или волчий клык,применявшийся для полировки золота.



 

И

Инокопь-

то же,что и ассист.

К

Карасик-

маленькая четырёхугольная шпонка,которая врезалась с тыльной стороны иконы по месту склейки двух досок для большей прочности.

Киот-

ящик,в который помещалась икона или иконная скульптура для её защиты,открытый с лицевой стороны,с закрывающимися створками или под стеклом.

Клав-

светлая полоска на хитонах Спасителя и апостолов,символ посланничества.

Клеймо-

отдельная композиция в многосюжетной иконе.

Ковчег-

выдолбленное в центральной части доски иконы углубление,символизирующее ковчег спасения.Бывают иконы с двойным ковчегом.

Коробление-

деформация(выгнутость) доски иконы при неравномерном усыхании.

Л

Лампензель-

плоская широкая кисть для переноса золота при золочении.

Лапка-

то же,что лампензель.

Ласточка-

маленькая шпонка с расширенными концами,которая врезалась по месту склейки двух досок для большей прочности.

Левкас-

грунт,нанесённый на доску перед письмом.

Левкасить-

наносить левкас.

Лессировка-

нанесение очень тонких слоёв прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя.

Лицевой подлинник-

свод образцовых рисунков (прорисей).

Личник-

мастер писавший лики.

Лузга-

переход от средника к полям в иконе с ковчегом.

М

Мандорла-

символизирующий небесную сферу овал с сиянием в виде тонких золотых лучей,в котором традиционно изображались Христос и Богоматерь.

Мафорий-

верхняя одежда Богоматери.

Мелочное письмо-

миниатюра в иконописи.

Н

Наплавить-

писать плавью.

Нимб-

круг Божественного сияния за головами святых.



 

О

Оживки-

см.живки

Оклад-

металлическое украшение,наложенное на икону с лицевой стороны.Обычно прибивался к торцам иконы

Олифление-

покрытие иконы олифой.

Омофор-

широкая лента,часть епископского одеяния,а также красная ткань Покрова Божьей Матери.

Оплечный образ-

изображение лика с плечами.

Охрение(вохрение)-

постепенный переход от основного тёмного фона(санкиря) к более светлым.Достигается последовательным наложением слоёв охры,иногда с добавлением белил.

П

Паволока-

кусок холста или другой ткани,наклеивавшийся на поверхность доски иконы(или только на стык досок) перед грунтовкой.

Перевод-

прорись.

Плавь-

очень тонкое охрение.Производилась путём разгона и собирания капельки краски .

Подлинник(иконописный)-

книга с прорисями и кратким описанием изображений святых.

Подушечка-

натянутый на небольшую дощечку кусок замши,на который кладётся лист сусального золота во время золочения.

Полимент-

приготовленная под позолоту особая глина.

Поля-

обрамление средней,обычно углублённой части иконы(ковчега).

Придел-

пристройка или специально выделенная часть основного здания церкви,имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Припорох-

перевод прориси на доску путём присыпания углём через проколы,сделанные на бумаге по контурам рисунка.

Пробела-

линии света на иконе .

Приплеск-

небольшое притенение.

Притенение-

нанесение тонкого тенвого слоя в некоторых местах изображения после охрения.

Подрумянка-

подкрашивание красным цветом губ,щёк,а так же границ полутонов.

Пробельная сетка-

общая композиция пробелов

Прорись-

линейный рисунок иконы.



 

Р

Рефть-

краска серого цвета,обычно использовавшая во фресковой живописи как подложка под яркие цвета для их смягчения.

Риза-

облачение священослужителей или металлическое покрытие(оклад) икон.

Роскрышь-

равномерное нанесение основных цветовых плоскостей внутри контура рисунка.

Роспись-

прорисовка рисунка по роскрыши.

Рубашка-

кусок ткани,закрывающий заднюю сторону иконы.

Рыбий клей-

клей,приготовленный из плавательных пузырей или хрящей осетровых рыб.

С

Санкирь-

подложка под охрение при письме частей тела и первый основной тон,которым покрывают лицо,руки и другие частибе тела.

Средник-

внутренняя средняя часть иконы,ограниченная полями.

Складень-

несколько иконок,соединёных вместе на петлях.Складывается для более удобного хранения и переноса

Слухи-

на иконописных изображениях тоненькие ленточки,входящие в уши ангелов.Через них ангелы знают,что происходит в мире.

Столбики-

столбики в иконостасе,на которые крепятся царские врата.

Сусальное золото-

тончайшие золотые листы,наклеиваемые на поверхность при позолоте.

Сусло-

высушенное пиво.Применялось при нанесении ассиста.

Сфера-

круг в руках у ангелов,символизирующий небесную сферу,с надписью "ИС ХР".

Т

Таблетка-

двусторонняя икона на загрунтованном с обеих сторон толстом холсте.

Творённое золото-

листы сусального золота,растёртые в порошок и затем смешанные со связующим веществом.Золотая краска для тонкого письма.

Туника-

нижняя широкая одежда Богородицы.

Тябло-

полка в иконостасе,на которую устанавливались иконы .

У

Убрус-

плат(полотенце) с образом Спасителя.

Сусальное золото-

тончайшие золотые листы,наклеиваемые на поверхность при позолоте.

Ф

Фиковать-

разгонять рукой олифу при покрытии ею иконы с целью не дать ей собираться в комочки.

Филёнка-

тонкая цветовая полоска по краю иконы.

Х

Хитон-

греческая одежда в в иде рубашки из льна или шерсти.

Хоругвь-

знамя со святым образом.

Ц

Цата-

нагрудное украшение в форме полумесяца,закрепляемое на окладе.

Цирь,цировка-

поскрёбывание краски,нанесённой поверх позолоты,с целью получения золотого орнамента или текста .

Ч

Чин-

ряд икон в иконостасе.

Ш

Шпонки-

параллельные деревянные вставки или накладки на тыльной стороне иконы,предохраняющие её от коробления.

Э

Энкаустика-

письмо пигментами,смешанными с горячим воском.Техника ранней иконописи.

Я

Яичная темпера-

краски для живописи,основу связующего которых составляет содержимое куриного яйца(белок и желток или только желток).В русском иконописном варианте-желток с небольшим добавлением кваса.

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях