главная страница Дионисий

творчество мастера Дионисия и его сыновей

Дионисий (часть 1).

иконы русских мастеров-иконописцев - творчество мастера Дионисия и его сыновей

Дионисий (часть 1).

Большинство дошедших до нас памятников искусства средневековой Руси традиционно анонимны, но иногда историческая память доносит имена отдельных мастеров - имена, иные из которых становятся символом наивысших достижений художественного опыта, духовных исканий и прозрений той или иной эпохи. Для искусства конца 15 века таким символом, безусловно, является имя московского художника Дионисия - мастера, снискавшего одобрение самого великого князя и украсившего главный хам Московской Руси - Успенский собор Московского кремля и в то же время никогда не терявшего связи с аскетической монашеской средой, с ее духовными идеалами.

 

Дионисий (часть 2).

Обновление Успенского собора в 1472-1474 и 1475-1479 годах было, без сомнения, одним из важнейших событий эпохи.Инициатором его был, вероятно, митрополит Филипп, который стремился утвердить Москву как центр новой автокефальной митрополии, независимой от константинопольской патриархии. Этой же цели должно было служить его возведение по образцу Успенского собора во Владимир - одного из главных храмов домонгольской Руси, фактически служившего с 13 века престолом русского митрополита. С 1480 года особый сакральный авторитет Успенского собора Московского Кремля подтверждается присутствием главной реликвии нового "священного царства" - иконы Богоматери Владимирской, заменившей в русском сознании знаменитую константинопольскую святыню - икону Богоматери Одигитрии.

 

Дионисий (часть 3).

После работ в Успенском соборе Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев. В 1480-х годах он по-прежнему работает в Москве, где, вероятно, получает много заказов (это подтверждают некоторые дошедшие до нас документальные свидетельства). К этому времени следует отнести работу над Деисусом для брата Ивана 3, угличского князя Андрея Васильевича Меньшого, пожертвовавшего его в Спасо-Каменный монасырь в Белозерье.

 

Дионисий (часть 4).

В мастерской Дионисия могли быть исполнены и две небольшие иконы конца 15 века, происходящие из Троице-Сергиевой лавры - Христос Вседержитель и Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Обе иконы имеют серебряные и бессменные оклады и украшенные драгоценными камнями венцы, исполненные в технике скани. По-видимому, они являлись вкладом каких-то высокопоставленных заказчиков в обитель преподобного Сергия (подобные вклады получают широкое распространение в 15-16 веках).

 

Иконы Дионисия в северный период.

Обширные пространства Русского севера - от Белозерского края вплоть до Архангельска и Белого моря - еще за столетие до Дионисия представляли собой пустынные и почти необжитые места. Эта территория была покрыта густыми лесами, здесь почти не было дорог и человеческих поселений. Именно сюда в конце 14 - первой половине 15 века устремляются русские монахи-подвижники для того, чтобы предаться уединению и молитвенному безмолвию, подобно отшельникам древности, которые подвизались в египетских и палестинских пустынях.

 

Дионисий.Распятие.

Распятие Дионисия воспроизводит иконографическую схему, широко распространённую в византийской и русской иконописи: с Голгофским Крестом  центральной оси и двумя группами предстоящих по обе стороны Креста – во главе с Богоматерью и Иоанном Богословом (в соответствии с текстом Евангелия от Иоанна). За Богоматерью представлена группа святых жён, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа.

 

Дионисий.Иконы Ферапонтова монастыря.(1)

К белозерскому периоду творчества Дионисия относится едва ли не самая из­вестная из его работ - стенопись и иконостас собора Рождества Богородицы Фе­рапонтова монастыря. Как сообщает сохранившаяся надпись на софите север­ной двери собора, стенные росписи были выполнены артелью художников в составе Дионисия и его сыновей. Эта надпись содержит также дату начала рабо­ты - 1502 год.

 
иконы русских мастеров-иконописцев - творчество мастера Дионисия и его сыновей

Иконы Ферапонтова монастыря.Завершающий этап творчества Дионисия.(2)

Икона архангела Михаила по иконографии может быть сближена не с москов­ской, а, скорее, с новгородской традицией 15 - начала 16 века. Отличия каса­ются прежде всего одежд архангела: он облачен в далматику, оплечье и подол ко­торой украшены драгоценными камнями, и в гиматий, спадающий с одного плеча. В опущенной руке архангел держит посох, в поднятой - зерцало (сферу).

 
Ноябрь 2017
Пн 6132027
Вт 7142128
Ср18152229
Чт29162330
Пт3101724 
Сб4111825 
Вс5121926 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях