главная страница Дионисий Иконы Дионисия в северный период

Иконы Дионисия в северный период.

Обширные пространства Русского севера - от Белозерского края вплоть до Архангельска и Белого моря - еще за столетие до Дионисия представляли собой пустынные и почти необжитые места. Эта территория была покрыта густыми лесами, здесь почти не было дорог и человеческих поселений. Именно сюда в конце 14 - первой половине 15 века устремляются русские монахи-подвижники для того, чтобы предаться уединению и молитвенному безмолвию, подобно отшельникам древности, которые подвизались в египетских и палестинских пустынях.

Они селились в совершенно безлюдных местах, в глубине непроходимых лесов, по берегам многочисленных рек и озер. Многие из них становились основателями новых монастырей. Если некоторые из вновь основанных обителей на протяжении долгого времени оставались местами уединенного аскетического подвига, то другие достаточно быстро превращались в крупнейшие хозяйственные и культурные центры. Уже в 15 веке северные монастыри заняли особое положение в церковной организации Руси. Они стали местом постоянного паломничества людей, искавших нравственного очищения и душевного успокоения, стремившихся приобщиться к наиболее сокровенным духовным традициям христианской жизни.
Поездку Дионисия на Белозерье иногда пытались связать со сложной общественно-политической и церковной ситуацией конца 15 века, в частности с разногласиями между сторонниками и противниками церковной политики великого князя (последние периодически подвергались опале). Однако едва ли Дионисий мог принимать какое-либо реальное участие в этом противоборстве. Его поездка на Север имела прежде всего чисто объективные причины: именно на рубеже 15-16 веков в Белозерском крае ведутся обширные строительные работы, а приглашение столичных художников для украшения вновь построенных храмов было в это время вполне обычным делом. Так, например, при участии московских мастеров создавался иконостас нового Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Кроме того, поездка могла быть следствием определенной внутренней склонности художника, стремления оказаться там, где аскетическое наследие византийский и русских подвижников сохранялось в наиболее чистом, незатронутом виде.
По мнению большинства исследователей, северный период в творчестве икона Дионисия Спас В СилахДионисия начинается с конца 1490-х годов, хотя связи художника с Белозерскими и вологодскими монастырями устанавливаются, по-видимому, в более раннее время. Первыми из  дошедших до нас «северных» работ Дионисия являются иконы из иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды, исполненные около 1500 года. На обороте центральной иконы деисусного чина – Спаса в Силах – сохранилась резная надпись, содержащая имя художника и дату: «В лето 7008 (1500) писан Деисус и праздники и пророци Дионисьева письмени». По палеографическим признакам она датируется тридцатыми годами 16 века  и повторяет, по-видимому, более раннюю, утраченную надпись, следы которой сохранились на обороте иконы, над верхней шпонкой.
Троицкий Павло-Обнорский монастырь был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского – Павлом Обнорским (ум.1429). Первоначальный деревянный монастырский собор был заменен каменным в 1505-1516 годах по повелению Василия 3. Вероятно, иконостас 1500 года был исполнен еще для деревянного храма, а впоследствии перенесен в каменный. К сожалению, большая часть древних икон Троицкого собора до нас не дошла. В настоящее время, кроме Спаса в Силах, известны еще две иконы из праздничного ряда первоначального иконостаса – Распятие и Уверение Фомы (ГРМ), а также Успение Богоматери (Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), помещавшееся, вероятно, в местном ряду.
Изображение Спас в Силах (Христа Вседержителя на престоле в окружении ангельских сил) в центре деисусного ряда иконостаса восходит к московской традиции конца 14- начала 15 века. Фигуру Христа окружает «слава», составленная из наложенных друг на друга ромба, овала и четырехугольника. Ромб и овал заполнены изображениями серафимов и херувимов, а у подножия трона изображены так называемые «престолы» - огненные колеса с глазами и крыльями. Согласно сочинению «О Небесной иерархии», приписываемому Дионисию Ареопагиту, серафимы, херувимы и престолы – высшие из девяти ангельских чинов-«всегда предстоят Богу» и «находятся в большей и непосредственнейшей перед другими близости к Нему». По углам внешнего четырехугольника располагаются изображения четырех апокалиптических существ – ангела, льва, тельца и орла, символизирующих четырех евангелистов. Изображения такого типа, иллюстрирующие ветхозаветные эсхатологические видения и тексты Апокалипсиса, были широко распространены с раннехристианских времен. Сходным образом изображался Христос-Судия в композициях Страшного суда. Однако в составе деисусного чина данный иконографический тип появляется лишь с конца 14- начала 15 века, дополнительно подчеркивая эсхатологический смысл, присущий деисусной композиции.
Икона Дионисия обнруживает почти полное соответствие композиции со Спасом в Силах из иконостаса Успенского собора во Владимире, исполненного в 1408 году артелью мастеров во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом. Это свидетельствует не только о важности рублёвских традиций в искусстве конца 15 века, но и, вероятно, о непосредственном знакомстве Дионисия с владимирскими иконами или какими-то другими произведениями Рублёва. Подобное знакомство могло состояться в процессе работы художника над иконостасом Успенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконой из собора во Владимире композиция в иконе Дионисия имеет некоторые особенности: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега. Живопись на лике и одеждах Христа имеет значительные утраты, и поэтому при реставрации здесь были частично оставлены записи 16 и 17 веков.
Хотя надпись на обороте Спас в Силах упоминает только одного Дионисия, в работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, вероятнее всего, принимали участие и другие мастера (это могли быть сыновья художника, вместе с которыми он работал уже в Иосифо-Волоцком монастыре).

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях