главная страница Дионисий Распятие Дионисия.

Дионисий.Распятие.

Распятие Дионисия воспроизводит иконографическую схему, широко распространённую в византийской и русской иконописи: с Голгофским Крестом  центральной оси и двумя группами предстоящих по обе стороны Креста – во главе с Богоматерью и Иоанном Богословом (в соответствии с текстом Евангелия от Иоанна). За Богоматерью представлена группа святых жён, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа.

икона ДионисияКомпозиция разворачивается на фоне иерусалимской стены.
Определённые композиционные совпадения обнаруживаются между иконой Дионисия и Распятием из праздничного ряда иконостаса Троице-Сергиевой лавры, созданного в 1425-1428 годах артелью мастеров во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом. Так же как и на иконе Дионисия, за Богоматерью представлена группа из трёх святых жён, а над средней перекладиной креста – две фигуры плачущих ангелов. На обеих иконах обращает на себя внимание редкий жест Иоанна Богослова – правая рука прижата к груди (более традиционен для этого сюжета другой жест, выражающий скорбь, - правой рукой апостол подпирает голову). Наконец, в Распятии из Троицкого собора уже присутствует характерная удлинённость фигур, вытянутость пропорций (хотя сама доска имеет менее вытянутый формат).
К числу сравнительно редких особенностей иконы Дионисия относятся аллегорические изображения отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной в виде небольших полуфигур, сопровождаемых ангелами. Их появление объясняется прежде всего особой богословской интерпретацией сюжета – в соответствии с христианским вероучением, учреждения Новозаветной церкви непосредственно связано с искупительной жертвой, поскольку она основана на крови новозаветного Агнца – Христа. Поэтому именно в этот момент крестной смерти Спасителя происходит смена церквей, смена Заветов. Художник с необычайной тонкостью «вписывает» этот мотив в общий символический  и художественный замысел иконы – вместе с ангелами, слетающими к кресту, аллегорические фигуры создают своеобразную «славу» вокруг распятого Христа, являя образ ангельского поклонения  и прославления крестной жертвы. Примечательно, что, несмотря на обилие фигур и сильно вытянутые пропорции доски, композиция не кажется затеснённой и сохраняет особую прозрачность, разреженность и внутреннее равновесие, отличающие большинство дошедших до нас произведений Дионисия и его последователей. Необычайную изысканность живописному решению иконы придают тонкие сочетания холодных, сияющих цветов – розового, алого, лилового, бирюзового, изумрудно-зелёного с различными оттенками светлых охр.
Изображение крестной смерти Христа в византийском и древнерусском искусстве отличала, как правило, особая сдержанность в передаче страданий Спасителя и трагических переживаний свидетелей его казни. Внешняя, эмоциональная экспрессия почти всегда уступала место благоговейному молитвенному созерцанию, раскрывавшему внутренний, духовный смысл события. Именно в Распятии Дионисия эта традиция находит одно из самых глубоких и совершенных проявлений. Состояние покоя и духовного просветления отчётливо выражено в фигурах и ликах предстоящих, но наиболее полно оно раскрывается в центральном образе распятого Спасителя. Изгиб его тела передан плавной линией, голова мягко склонена на плечо. В трактовке формы полностью отсутствует натурализм, подчёркнута одухотворённость плоти. Фигура Христа кажется совершенно невесомой, лишённой материальной тяжести – не пригвожденной к кресту, а как бы парящей с распростёртыми руками. Ощущение особой невесомости и бесплотности создавало и колористическое решение – светлые охрения как будто «растворяли» фигуру в сиянии золотого фона. Подобный образ не только напоминал окрестных страданиях Христа, но и наглядно раскрывал их спасительное действие, свидетельствовал о грядущем воскресении и победе над смертью, открывающей путь к жизни вечной.

 
Октябрь 2017
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях

промокод ebay