главная страница Дионисий Дионисий.Иконы Ферапонтова монастыря.

Дионисий.Иконы Ферапонтова монастыря.(1)

К белозерскому периоду творчества Дионисия относится едва ли не самая из­вестная из его работ - стенопись и иконостас собора Рождества Богородицы Фе­рапонтова монастыря. Как сообщает сохранившаяся надпись на софите север­ной двери собора, стенные росписи были выполнены артелью художников в составе Дионисия и его сыновей. Эта надпись содержит также дату начала рабо­ты - 1502 год.

Ферапонтовский монастырь принадлежал к числу тех прославленных северных обителей, которые создавались в конце XIV — начале XV века учениками и после­дователями Сергия Радонежского. Основателем его был преподобный Ферапонт (ум. 1426), в миру Федор Поскочин, выходец из боярской семьи города Волоколамска, затем послушник московского Симонова монастыря. В начале 1390-х го­дов вместе с Кириллом Белозерским он уходит на север, в вологодские земли, а в 1398 сооружает деревянный храм во имя Рождества Богородицы на берегу Бородаевского озера - главный храм новой обители, игуменом которой Ферапонт был до 1408 года. Особого расцвета монастырь достигает в середине XV века при игумене Мартиниане (ум. 1473), принявшем постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и долгое время бывшем келейником преподобного Кирилла (вместе с Ферапонтом Мартиниан был канонизирован в 1549 году). Первый каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был заложен вскоре после по­жара 1488 года, в результате которого пострадало большинство монастырских построек. В 1490 году собор был освящен, а в 1502 году украшен фресками.
Помимо росписи, до нас дошли почти все иконы из деисусного и пророческо­го чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда: Бого­матерь Одигитрия и Сошествие во ад (обе - ГРМ). Предполагается, что большая часть этих икон была исполнена одновременно со стенными росписями собора. Праздничный ряд, по одной из существующих версий, здесь первоначально от­сутствовал, а по другой - был полностью заменен при реконструкции иконоста­са в середине 18 века. Разумеется, в работе над иконостасом принимали учас­тие несколько мастеров, среди которых были прежде всего сыновья Дионисия, упомянутые в строительной надписи собора. Сам Дионисий, по-видимому, ис­полнил большую часть икон деисусного чина. Что касается местных икон, то они, сохраняя близость живописным приемам Дионисия, принадлежали, вероятно, каким-то другим мастерам - в них уже проявляются некоторые черты, предвос­хищающие стиль зрелого 16 века.
Из семнадцати дошедших до нас икон ферапонтовского деисуса шесть - Бого­матерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Апостол Петр, Апостол Павел и Дмитрий Солунский - находятся в Третьяковской галерее. Состав этого чина (включая иконы, находящиеся в других музеях) восходит к московским иконо­стасам конца 14 - первых десятилетий 15 века: из Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. Помимо изображений Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, он включал в себя иконы архангелов, апостолов, святителей, мучеников и столпников. Иконография отдельных икон чина также восходит к московской традиции, но имеет некоторые особенности, которые находят ана­логии среди других ансамблей 15 века, принадлежащих к различным иконо­писным школам.
Сравнение ферапонтовских икон с московскими памятниками конца 14 - на­чала 15 веков позволяет достаточно наглядно выявить особенности индивиду­альной художественной манеры Дионисия. Их отличают вытянутые пропорции фигур, особая выразительность силуэтов и усложненный, необычайно изыскан­ный линейный и цветовой ритм. Наиболее близкой аналогией иконе Богоматери из ферапонтовского деисуса является чиновная икона 1408 года из Успенского со­бора во Владимире. Совпадают силуэт фигуры, наклон головы и жест рук, нахо­дящихся почти на одном уровне. Однако имеются некоторые различия, показы­вающие, как Дионисий развивает и усложняет традиционную изобразительную схему. Наклон головы Богоматери на иконе из Ферапонтова выражен чуть силь­нее, линия плеч несколько приподнята. Чуть вогнутый справа контур зрительно утончает фигуру. Руки, в отличие от владимирской иконы, расположены не сов­сем параллельно - левая чуть опущена. Икону из Ферапонтова отличает также достаточно редкий вариант рисунка одежды - уступчатая форма спадающей справа полы мафория (в отличие от симметричных острых концов на владимир­ской иконе). Складки мафория, лежащие поверх левой руки, проработаны здесь менее подробно - они смотрятся совершенно плоскостно и лишены какого бы то ни было намека на материальность.
Лик Богоматери исполнен в светлой гамме - сплавленными золотистыми охра­ми с подрумянкой по светлому, зеленовато-оливковому санкирю. Высветления слегка усилены легкими белильными штрихами вокруг глаз - прием, восходя­щий к иконописи 14 - начала 15 века. Черты лика — некрупные, четко прори­сованные; характерная раздвоенная складка на лбу и тень на подбородке прида­ют ему чуть страдальческое выражение.
С московской традицией связана и икона Иоанна Предтечи - она принадлежит той редакции иконографии, которая впервые появляется в деисусном чине из владимирского Успенского собора. На обеих иконах - ферапонтовской и влади­мирской - Иоанн изображен во власянице и накинутом поверх нее желтовато-ох- ристом гиматии, оставляющем ноги обнаженными до колен. Такое одеяние слу­жило непосредственным напоминанием о евангельском образе - аскета и подвижника-пустынножителя, а кроме того, позволяло создать чрезвычайно вы­разительный силуэт - ромбовидный, тянущийся вверх, усиливающий ощущение бесплотности и внутреннего духовного горения. При этом у Дионисия нет резко­сти черт и аскетической изможденности, нередко присущих облику Иоанна. Не­смотря на традиционно приподнятые брови и асимметричные глаза, взгляд свя­того лишен внутреннего напряжения и кажется скорее отрешенным и погруженным в себя. Сложная линейная разделка морщин на лбу и щеках, в от­личие от многих более ранних памятников, едва намечена. По сравнению с дру­гими иконами чина письмо лика более плотное, а подрумянка не такая интенсив­ная, как в большинстве из
них.

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях