главная страница Дионисий Дионисий(2 часть)
Индекс материала
Дионисий(2 часть)
Страница 2
Все страницы

Дионисий (часть 2).

Обновление Успенского собора в 1472-1474 и 1475-1479 годах было, без сомнения, одним из важнейших событий эпохи.Инициатором его был, вероятно, митрополит Филипп, который стремился утвердить Москву как центр новой автокефальной митрополии, независимой от константинопольской патриархии. Этой же цели должно было служить его возведение по образцу Успенского собора во Владимир - одного из главных храмов домонгольской Руси, фактически служившего с 13 века престолом русского митрополита. С 1480 года особый сакральный авторитет Успенского собора Московского Кремля подтверждается присутствием главной реликвии нового "священного царства" - иконы Богоматери Владимирской, заменившей в русском сознании знаменитую константинопольскую святыню - икону Богоматери Одигитрии.

Новый собор должен был совмещать в себе важнейшие исторические и символические функции. Он стал не только официальным центром независимой русской митрополии, но и духовным центром нового "священного царства", средоточием его драгоценных реликвий. Подобно русским домонгольским храмам во имя Успения (начиная с собора Киево-Печерской лавры), кремлевский собор почитался как "Дом Пресвятой Богородицы" - такое наименование он получает в летописях и официальных документах средневековой Руси. Как и знаменитый Влахернский храм в Константинополе, он служил зримым свидетельством особого покровительства Богоматери избранному граду и царству, залогом ее предстательства за верных у престола небесного владыки. Все эти идеи могли не отразиться в декорации нового храма.
Декоративное убранство Успенского собора на протяжении веков неоднократно обновлялось, и первоначальные иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов до нас не дошли. Судя по древним описям, сохранившимся с начала 17 века, состав иконостаса 1481 года и общее количество икон практически совпали с иконостасом Успенского собора во Владимире, исполненным в 1408 году Андреем Рублевым и Даниилом. Кроме того, кремлевские и владимирские иконы были очень близки по размеру (размеры несохранившихся приблизительно устанавливаются по тяблам иконостаса)ю Подобные совпадения могли определяться условиями заказа - программной ориентацией на владимирский памятник, так же как и в его архитектуре. Не исключено, что в связи с этим Дионисий мог посетить Владимир для того, чтобы специально познакомиться с иконами Рублева и Даниила, предложенными ему в качестве образца.
О таком знакомстве отчасти свидетельствуют некоторые более поздние иконы - Спас в силах из Павло-Обнорского монастыря и деисусные иконы из Ферапонтова, в большинстве повторяющие иконографию владимирских.
Помимо трех ярусов иконостаса, художники во главе с Дионисием могли исполнить и некоторые росписи в алтарной части собора, из которых до настоящего времени сохранились фрески алтарной преграды, а также Похвалльского и Петроверигского приделов. Кроме того, до нас дошли еще несколько икон, исполненных либо сразу для вновь созданного собора, либо вскоре после его постройки, которые могли входить в состав местного ряда иконостаса 1480-1481 годов. К их числу, помимо храмового Успения, принадлежат большие житийные иконы Митрополит Петр Алексий, а также - Апокалипсис и О Тебе радуется.
житийная иконаК сожалению до нас не дошло документальных свидетельств, подтверждающих это предположение. Главным аргументом в пользу того, что все четыре иконы входили в первоначальный соборный иконостас, является их программный характер - новые иконы местного ряда должны были как можно более наглядно раскрывать особые исторические и символические функции обновленного кафедрального собора. Особенно отчетливо это проявилось в житийных иконах первых московских святителей Петра и Алексия (большинство исследователей приписывают их самому Дионисию - в отличие от двух других, которые могли быть исполнены мастерами его артели). Торжественные изображения митрополитов в окружении их прославленных деяний, запечатленных в клеймах икон, уподобляли русских святых великим святителям древности и вместе с тем укрепляли духовный авторитет их преемников, являя собой совершенный образец пастырского служения.
Одна из икон, вероятно входивших в местный ряд иконостаса Успенского собора, - икона митрополита Алексия находится теперь в Третьяковской галерее. В среднике иконы изображен сам святитель - в рост, в богато украшенном ерейском саккосе, омофоре и белом клобуке. Правой рукой он благословляет, а левой держит закрытое Евангелие с киноварным обрезом в драгоценном окладе. Фон средника - светло-бирюзовый с остатками более темного позема и облачного рисунка. Средники житийных икон Алексия и Петра имеют аналогичную композицию, но если фигура Петра развернута чуть влево от зрителя, то фигура Алексия - вправо. Подобная симметрия подтверждает, что обе иконы должны были изначально составлять единый ансамбль. Определенное единство замысла обнаруживают и житийные клейма обеих икон.



 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях