главная страница Дионисий Дионисий (часть 3).
Индекс материала
Дионисий (часть 3).
Страница 2
Все страницы

Дионисий (часть 3).

После работ в Успенском соборе Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев. В 1480-х годах он по-прежнему работает в Москве, где, вероятно, получает много заказов (это подтверждают некоторые дошедшие до нас документальные свидетельства). К этому времени следует отнести работу над Деисусом для брата Ивана 3, угличского князя Андрея Васильевича Меньшого, пожертвовавшего его в Спасо-Каменный монасырь в Белозерье.

По-видимому, он предназначался для законченного в 1481 году монастырского собора. Таким образом, уже задолго до поездки на Север самого художника его работы оказываются в одной из северных обителей. Иконы эти до нас не дошли, о них сообщает лишь древнее сказание о Спасо-Каменном монастыре.
икона Богоматерь Одигитрия.ДионисийЕдинственная из дощедших до нас дионисиевских работ этого времени - икона Богоматерь Одигитрия из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. По свидетельству Второй Софийской летописи, икона Вознесенского монастыря была написана на древней доске взамен утраченной живописи греческой иконы - копиии одной из прославленных константинопольских святынь. Первоначальный образ, как известно из летописи, пострадал во время пожара 1482 года. На доске, по торцам и с оброта иконы, в местах утраты левкаса обнаружены следы обуглившегося дерева, что подтверждает летописное свидетельство.
Богоматерь Одигитрия (путеводительница- греч.) - один из самых древних и распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. На иконе из Вознесенского монастыря младенец Христос представлен сидящим на левой руке Богоматери; правой рукой он болагословляет, а левой держит свиток. Главное содержание этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. икона Богоматерь Одигитрия ДионисийБогоматерь прославляется здесь как престол Небесного Царя и путеводительница верных к Спасителю. Правой рукой она указывает на Младенца, как бы призывая поклониться ему. Этот жест имеет и молитвенное значение - сама Богоматрь также предстоит Христу в молитве. Как свидетельствует летопись, погибшая греческая икона представляла собой копию древней константинопольской святыни, которая могла быть привезена из Константинополя суздальским епископом Дионисием, духовником княгини Евдокии, и впоследствии помещена в основанный ею Вознесенский монастырь. Ее иконография близка другим памятникам, известным как списки с недошедшей до нас древней чудотворной иконы.
Необходимость возобновления погибшего образа объяснялась, по-видимому, не только его особым почитанием, но и тем историческим и символическим значением, которое икона имела в глазах современников Дионисия. Поскольку икона Одигитрии считалась главной святыней Византийской империи, ее московский список служил еще одним зримым подтверждением исторической и духовной преемственности Византии и Московской Руси.
Спаситель.Икона ДионисияОдигитрия Дионисия сохраняет особую монументальную значительность, укрупненность силуэта, которые были, вероятно, характерны для композицииболее древней иконы. Вместе с тем ее живописное решение наглядно расскрывает те особенности индивидуальной манеры художник, которые будут характерны и для более поздних его произведений. Это прежде всего некоторая уплощенность фигур, изысканный линейный ритм складок и одежд Богоматери и золото ассиста на хитоне Христа, некрупные черты ликов, тонкость и мягкость моделировок ликов, а также особая тонкость цветовых сочетаний.
С середины 1480-х годов и вплоть до конца жизни художника постоянным заказчиком мастерской Дионисия становится преподобный Иосиф Волоцкий - выдающийся духовный писатель и публицист, один из самых ярких церковных деятелей конца 15 - начала 16 века. Знакомство с ним произошло, по-видимому, еще во время работы Дионисия в Пафнутьевом Боровском монастыре, где Иосиф принял пострижение около 1468 года. Именно в это время Дионисий мог исполнить для него икону Богоматери Одигитрии, с которой Иосиф пришел из Боровского моначтыря на место основанной им в 1479 году Волоколамской обители.



С 1484 года в Иосифо-Волоцком монастыре начинается строительство каменного Успенского собора, завершенное в 1485 или 1486 году. Как свидетельсвует Житие Иосифа и местная монастырская летопись, церковь была расписана Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром, а также монахами обители - старцем Паисием и племянниками Иосифа Волоцкого - Вассианом и Досифеем Топорковыми (один из них впоследствии стал епископом Коломенским, а другой Крутицким). Согласно описи монастыря 1545 года, Дионисий исполнил для Успенского собора деисусный, праздничный и пророческие ряды, царские врата, а так же многие местные иконы, в том числе храмовое Успение. К сожалению, от первоначального убранства Успенского собора до нас почти ничего не дошло: сам собор выстроен заново в конце 17 века, а древние иконы обветшали и были заменены новыми. Кроме того, Иосифо-Волоцкий монастырь был основательно разграблен в годы второй мировой войны. До настоящего времени сохранились только две иконы из местного ряда первоначального иконостаса - Троица мостера Паисия и икона Богоматерь Одигитрия под записьюконца 19 века, которую, на основании описи, приписывют Дионисию (обе - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева). Примечательно, что ее иконография и композиционная схема в точности воспроизводят Одигитрию 1482 года из Вознесенского монастыря. Что касается первоначальной Храмовой иконы Успение, то до нас дошла лишь реплика с нее, исполненная в конце 16 века. О том, как она могла выглядеть, можно также судить по храмовой иконе Успенского собора в Дмитрове (Музей им.Андрея Рублева), которую большинство исследователей считают работой Дионисия. Опись Иосифо-Волоцкого монастыря 1545 года насчитывает около 80 икон работы Дионисия, а также значительное количество работ его сыновей. Большинство из них можно связать с двумя этапами монастырского строительства - Успенским собором (1484-1485) и пристроенной к собору церковью Богоматери Одигитрии Смоленской 1490 года. Что касается украшения Богоявленской церкви с трапезной, выстроенной в 1504-1506 годах, то этот заказ, вероятно, исполняли уже сыновья художника.
Общаясь с Иосифом Волоцким, Дионисий имел возможность непосредственно соприкоснуться с аскетической традицией русских подвижников, а главное – с той традицией иконописания, в основе которой лежал личный опыт духовного созерцания. Известно, что преподобный Иосиф был большим знатоком творчества Андрея Рублёва и собирателем его  икон (о чём свидетельствует всё та же опись 1545 года и некоторые другие документы). При этом он не только высоко ценил произведения Андрея Рублева и его современников, но и верно понимал их духовную сущность. Так, в своем сочинении, посвященном русским подвижникам, к числу которых он причисляет и святых иконописцев, Иосиф Волоцкий особо отмечает, что Андрей Рублёв проводил свои дни в благоговейном созерцании «божественных и всечестных икон». Это созерцание в понимании Иосифа аналогично безмолвному созецанию подвижника – оно наполняет человека «божественной радостью и светлостью». Созерцая чувственными очами «вещные», материальные образы, прославленные иконописцы «ум и мысль возносили к невещественному и божественному свету».Таким образом, через посредство иконы можно было достигнуть главной цели подвижника – непосредственного лицезрения божественной славы, реального обожения.
Можно предположить, что именно под воздействием подобных идей окончательно сложилось не только художественное мировоззрение Дионисия, но и его индивидуальная живописная манера. Наиболее полно она проявилась в зрелых иконах и фресках «северного», белозерского периода. Однако до нас дошли и более ранние иконы, которые нередко связываются с именем Дионисия и могли быть исполнены еще до поездки художника на Белозерье. К их числу относятся уже упомянутое храмовое Успение из Успенского собора в Дмитрове, а также икона Троица из Воскресенского собора в Коломне. Живописный строй этих образов отмечен особой духовной радостью – они как бы приоткрывают нам сияющие видения горнего мира, обнаруживая сопричастность тому самому «невещественному и божественному свету», о котором писал Иосиф Волоцкий и некоторые другие современные ему подвижники.
Икона из Коломны почти без изменений повторяет иконографию прославленного рублевского прототипа. Однако из-за вытянутых пропорций фигур и несколько удлинённого формата доски композиция здесь кажется более плотной. Ещё более значительные изменения, по сравнению с живописью иконы Рублёва, обнаруживает колорит коломенской Троицы. Так, на смену знаменитому рублёвскому голубцу, приходят бирюзовый и изумрудно-зеленый, а красновато-вишневым тонам соответствует розовый и лиловый оттенки (особо выразителен цвет горки над правым ангелом, символизирующем святого духа). Несмотря на значительные утраты на фоне, а так же на фигурах и ликах ангелов, изысканность живописного решения иконы и высокое художественное мастерство позволяют предположить, что автором Троицы был если не сам Дионисий, то один из художников его мастерской. Заказчиком иконы, по-видимому, выступал коломенский епископ Вассиан Топорков, совместно с Донисием расписывавший Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря.

 
Октябрь 2018
Пн18152229
Вт29162330
Ср310172431
Чт4111825 
Пт5121926 
Сб6132027 
Вс7142128 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях