главная страница Дионисий Дионисий (часть 3). - Страница 2
Индекс материала
Дионисий (часть 3).
Страница 2
Все страницы


С 1484 года в Иосифо-Волоцком монастыре начинается строительство каменного Успенского собора, завершенное в 1485 или 1486 году. Как свидетельсвует Житие Иосифа и местная монастырская летопись, церковь была расписана Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром, а также монахами обители - старцем Паисием и племянниками Иосифа Волоцкого - Вассианом и Досифеем Топорковыми (один из них впоследствии стал епископом Коломенским, а другой Крутицким). Согласно описи монастыря 1545 года, Дионисий исполнил для Успенского собора деисусный, праздничный и пророческие ряды, царские врата, а так же многие местные иконы, в том числе храмовое Успение. К сожалению, от первоначального убранства Успенского собора до нас почти ничего не дошло: сам собор выстроен заново в конце 17 века, а древние иконы обветшали и были заменены новыми. Кроме того, Иосифо-Волоцкий монастырь был основательно разграблен в годы второй мировой войны. До настоящего времени сохранились только две иконы из местного ряда первоначального иконостаса - Троица мостера Паисия и икона Богоматерь Одигитрия под записьюконца 19 века, которую, на основании описи, приписывют Дионисию (обе - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева). Примечательно, что ее иконография и композиционная схема в точности воспроизводят Одигитрию 1482 года из Вознесенского монастыря. Что касается первоначальной Храмовой иконы Успение, то до нас дошла лишь реплика с нее, исполненная в конце 16 века. О том, как она могла выглядеть, можно также судить по храмовой иконе Успенского собора в Дмитрове (Музей им.Андрея Рублева), которую большинство исследователей считают работой Дионисия. Опись Иосифо-Волоцкого монастыря 1545 года насчитывает около 80 икон работы Дионисия, а также значительное количество работ его сыновей. Большинство из них можно связать с двумя этапами монастырского строительства - Успенским собором (1484-1485) и пристроенной к собору церковью Богоматери Одигитрии Смоленской 1490 года. Что касается украшения Богоявленской церкви с трапезной, выстроенной в 1504-1506 годах, то этот заказ, вероятно, исполняли уже сыновья художника.
Общаясь с Иосифом Волоцким, Дионисий имел возможность непосредственно соприкоснуться с аскетической традицией русских подвижников, а главное – с той традицией иконописания, в основе которой лежал личный опыт духовного созерцания. Известно, что преподобный Иосиф был большим знатоком творчества Андрея Рублёва и собирателем его  икон (о чём свидетельствует всё та же опись 1545 года и некоторые другие документы). При этом он не только высоко ценил произведения Андрея Рублева и его современников, но и верно понимал их духовную сущность. Так, в своем сочинении, посвященном русским подвижникам, к числу которых он причисляет и святых иконописцев, Иосиф Волоцкий особо отмечает, что Андрей Рублёв проводил свои дни в благоговейном созерцании «божественных и всечестных икон». Это созерцание в понимании Иосифа аналогично безмолвному созецанию подвижника – оно наполняет человека «божественной радостью и светлостью». Созерцая чувственными очами «вещные», материальные образы, прославленные иконописцы «ум и мысль возносили к невещественному и божественному свету».Таким образом, через посредство иконы можно было достигнуть главной цели подвижника – непосредственного лицезрения божественной славы, реального обожения.
Можно предположить, что именно под воздействием подобных идей окончательно сложилось не только художественное мировоззрение Дионисия, но и его индивидуальная живописная манера. Наиболее полно она проявилась в зрелых иконах и фресках «северного», белозерского периода. Однако до нас дошли и более ранние иконы, которые нередко связываются с именем Дионисия и могли быть исполнены еще до поездки художника на Белозерье. К их числу относятся уже упомянутое храмовое Успение из Успенского собора в Дмитрове, а также икона Троица из Воскресенского собора в Коломне. Живописный строй этих образов отмечен особой духовной радостью – они как бы приоткрывают нам сияющие видения горнего мира, обнаруживая сопричастность тому самому «невещественному и божественному свету», о котором писал Иосиф Волоцкий и некоторые другие современные ему подвижники.
Икона из Коломны почти без изменений повторяет иконографию прославленного рублевского прототипа. Однако из-за вытянутых пропорций фигур и несколько удлинённого формата доски композиция здесь кажется более плотной. Ещё более значительные изменения, по сравнению с живописью иконы Рублёва, обнаруживает колорит коломенской Троицы. Так, на смену знаменитому рублёвскому голубцу, приходят бирюзовый и изумрудно-зеленый, а красновато-вишневым тонам соответствует розовый и лиловый оттенки (особо выразителен цвет горки над правым ангелом, символизирующем святого духа). Несмотря на значительные утраты на фоне, а так же на фигурах и ликах ангелов, изысканность живописного решения иконы и высокое художественное мастерство позволяют предположить, что автором Троицы был если не сам Дионисий, то один из художников его мастерской. Заказчиком иконы, по-видимому, выступал коломенский епископ Вассиан Топорков, совместно с Донисием расписывавший Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря.



 
Октябрь 2018
Пн18152229
Вт29162330
Ср310172431
Чт4111825 
Пт5121926 
Сб6132027 
Вс7142128 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях