главная страница Дионисий Богоматерь Одигитрия и Христос Вседержитель мастерской Дионисия.

Дионисий (часть 4).

В мастерской Дионисия могли быть исполнены и две небольшие иконы конца 15 века, происходящие из Троице-Сергиевой лавры - Христос Вседержитель и Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Обе иконы имеют серебряные и бессменные оклады и украшенные драгоценными камнями венцы, исполненные в технике скани. По-видимому, они являлись вкладом каких-то высокопоставленных заказчиков в обитель преподобного Сергия (подобные вклады получают широкое распространение в 15-16 веках).

икона(дерево,темпера басма,30*25)Поясное изображение благословляющего Христа с Евангелием в левой руке относится к числу наиболее древних и широко распространенных в византийском и древнерусском искусстве иконографических типов. Образ Христа Вседержителя воспроизводит исторические (евангельские) черты Спасителя и, таким образом, свидетельствует о его земном, жертвенном служении. Этот образ одновременно прославляет Христа как Небесного Царя и Судию. Книга или свиток в его левой руке являют образ нового закона, дарованного людям, а также напоминают об апокалиптической Книге Жизни (Откр.4). На иконе Троице-Сергиевой лавры отведенная влево благословляющая рука как бы окутана до кисти гиматием, образующим параллельные складки. В левой руке - раскрытое Евангелие с киноварным обрезом, золотыми застёжками и надписью: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремянении и аз упокою вы возмете иго мое на ся и научитеся от мене яко крот..." (Мф.11:28-29).
По своей иконографии, типу лика и содержанию образа икона из Троице-Сергиевой лавры очень близка центральной иконе Звенигородского чина Рублева. Не случайно ее долгое время приписывали последователям Рублева и датировали первой половиной 15 века. Не исключено, что в качестве образца иконописец здесь действительно использовал какое-то из изображений Христа, исполненных Андреем Рублевым. Однако ряд особенностей стиля свидетельствует здесь в пользу более поздней даты – некоторая уплощенность фигуры (без намеченного в рублевской иконе классического пространственного разворота), особая утонченность и изысканность силуэта, подчеркнутое изящество жестов. С живописью Дионисия икону Христос Вседержитель сближает строгий и четкий рисунок почти симметричных черт лика, а также тщательно сплавленные моделировки лика, написанного золотистой охрой с легкими подрумянками (аналогичные приемы наблюдаются в иконе Богоматерь Одигитрия 1482 года и в чиновных иконах из Ферапонтова монастыря). Традиционные высветления здесь не столь открыты и активны, как в иконописи рублевского времени; они как будто просвечивают сквозь сплавленную живописную поверхность. Более плотными и насыщенными кажутся и цвета одежд Христа, что отчасти предвосхищает особенности живописи 16 века. Изменения в стиле затрагивают не только живописные приемы, но и духовное содержание образа: сохраняя глубину, эмоциональную тонкость и многозначность, присущие Рублевскому Спасу, Христос на иконе Дионисия выглядит более идеальным и строгим, возвышенно-отрешенным.
икона(дерево,темпера,басма.38*28)Подобно иконе из Вознесенского монастыря, Одигитрия из Троице-Сергиевой лавры относится к наиболее торжественному варианту этого иконографического типа, в котором младенец Христос представлен строго фронтально, а его благословение обращено непосредственно молящимся. Этот тип, восходивший к прославленной константинопольской иконе, был, по-видимому, излюбленным в творчестве Дионисия. Между двумя иконами существует и некоторое иконографическое различие: если в Одигитрии 1482 года свиток в руках младенца Христа упирается в колено, то на иконе из лавры он изображен наклонно - как на большинстве дошедших до нас икон конца 15 - начала 16 веков. По мнению исследователей, такая особенность была характерна для одного из вариантов иконографии Богоматери Одигитрии Смоленской, почитание которой широко распространяется на Руси со второй половины 15 века - после торжественного возвращения чудотворной иконы из Москвы в Смоленск в 1456 году. Нельзя исключать, что какие-то списки с древней иконы могли быть заказаны знаменитому московскому иконописцу Дионисию или художникам его мастерской.
Между иконами из Вознесенского монастыря и Троице-Сергиевой лавры достаточно существенны различия в живописных приемах. Одигитрия 1482 года должна была повторять утраченную византийскую икону, и можно предположить, что пропорции фигуры и свободная, классически уравновешенная композиция определялись здесь более древним образцом. На иконе из лавры Богоматерь плотно вписана в узкий средник; ее отличают несколько вытянутый и утонченный силуэт и изящный наклон чуть отведенной назад головы. Особо изыскан и колорит иконы - личное письмо построено на сочетании зеленоватого санкиря, светлых охрений и легкой розовой подрумянки.

На верхнем поле иконы, в центе, представлена Троица (частично находится под поздней записью), напоминающая о главной святыне Троице-Сергиева монастыря - иконе Андрея Рублева. Слева и справа от нее, в углах располагаются фронтальные полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. На левом поле изображен преподобный Евфимий Великий, подвижник 4-5 веков, основатель лавры близ Иерусалима, послуживший  одним из примеров иноческой жизни для основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского. На правом поле - изображение самого Сергия. Наконец, пять поясных изображений святых иноков располагаются на нижнем поле иконы, предположительно это преподобные Евфимий Суздальский, Валаам Хутынский, Дмитрий Прилуцкий, Кирил Белозерский и Павел Обнорский. Состав изображений на полях иконы указывает одновременно на связь с Троице-Сергиевым монастырем и с вологодской традицией (некоторые вологодские святые, изображенные на нижнем поле, были местночтимыми до Московских церковных соборов середины 16 века). Это позволяет предположить, что икона могла быть создана как в Москве, так и уже после отъезда Дионисия в Белозерский край - вероятно, по заказу какого-то местного церковного деятеля (может быть, выходца из Троице-Сергиева монастыря).



 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях