главная страница рисунок Цвет в иконе

Цвет в иконе

Мастерская - Рисунок.Прориси.Цвет...

Цвет в иконе.
В Византии считали, что смысл  искусства - в красоте.  Иконы древних мастеров сияли яркими красками и  позолотой . Каждый цвет имел своё значение, место и символ. Цвета  были светлыми или темными,никогда не смешивались и  всегда были чистыми. Византийцы придавали огромное значение цвету,сравнивая его  и  слово. Несколько красок создавали красоту и смысл  говорящего образа.Русские мастера, обучаясь у византийцев, переняли  и сохранили учение о цвете. Но русская  икона не отличалась пышностью и  строгостью  императорской Византии. Цвета на иконах русских мастеров-иконописцев  стали   яркими,звонкими и более живыми. Иконопись в  Древней Руси создавалась и развивалась под воздействием красот местных условий,отвечая её  вкусам и идеалам.


Золото.
Блеск золота икон и мозаик даёт  почувствовать божественное сияние,великолепие Небесного Царства,где не бывае тьмы . Золотой цвет,наравне со светом, обозначает самого Бога.
Багряный цвет.
Багряный или пурпурный цвет -это цвет  Бога на небе, владыки-царя,  императора на земле. Один император мог возвышаться на пурпурном троне,подписывать указы багряными  чернилами  и  носить  пурпурные одежды. Деревянные и кожаные   переплеты Евангелия  обтягивали  тканью пурпурного цвета. Он присутствовал в образах, на одеждах Богородицы - царицы Небесной.
Красный цвет.
Один из самых заметных в иконе. Это цвет любви,тепла,животворной энергии, жизни. Именно красный цвет является символом победы жизни над смертью (Воскресения). В тоже время это цвет жертвы Христа, мучений и крови. Являясь символом  мученичества  он изображался  в иконах   мучеников. Красным  огнем на небе сияют крылья  архангелов-серафимов, приближенных к престолу Бога.  Красные фоны иногда писали, как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет.
Символ Божественного света.  Цвет святости,чистоты и простоты. На фресках и иконах  в белом изображались святые и праведники . Это цвет  доброты,духовной чистоты и правды. Белым цветом светились праведные души умерших людей,пелены младенцев и ангелы.
Голубой и синий  цвета.
Символы  бесконечности неба, вечного мира. Соединивший в себе небесное и земное,  синий цвет считался цветом Богородицы . В храмах, посвященных Богоматери,росписи  наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет.
Цвет жизни,юности,вечного обновления, травы и листьев,надежды и  цветения . Он присутствовал в иконах, где изображалась жизнь (сцены Рождества).
Коричневый цвет.
Цвет  земли,тленного, праха и  всего временного .  Коричневый цвет, напоминал о природе человека, подвластной смерти.
Черный цвет.
Цвет смерти и зла. В иконах черным цветом закрашивались  пещеры,которые в свою очередь являлись  символом  могилы и зияющей  бездны ада. Но в  отдельных  сюжетах чёрный цвет мог быть изображён как символ тайны,непостижимой  глубины Вселенной, Космоса. Черные одеяния  монахов, ушедших от мирской жизни - это символ смерти при жизни,отказ от  удовольствий и светских привычек.
Стоит сказать и о сером цвете,который никогда не использовался в иконописи.Сочетая в себе белое и черное , добро и зло , он являлся  цветом  пустоты и небытия.  В лучезарном мире православной иконы, серому цвету не было места.

 
Октябрь 2017
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях