главная страница рисунок Божественный цвет в иконописи

Божественный цвет в иконописи

Мастерская - Рисунок.Прориси.Цвет...

Божественный цвет в иконописи.
Если рассматривать классическую православную икону издали,то мы не разглядим чётких деталей сюжета,ни игру гибких и поющих линий,ни выражения ликов.Хорошо видна только прекрасная композиция иконы,которая создаётся абстрактным движением множества цветовых поверхностей.


В реалистической,светской живописи форма создаётся художником при помощи цвета и он становиться заложником формы,которой должен точно следовать,теряя возможность использовать чистые цветовые пятна,силу их движения.Иконописец же не связан научными ограничениями работы с перспективами.У него каждый цвет звучит во всем откровении хорошего музыкального инструмента.Мелодию на поверхности доски составляет взаимодействие и соседство чистых цветовых звуков.
Человек создан биологически таким образом,что определённый цвет оказывает на нас психологическое воздействие,вызывает особую реакцию на окружающую действительность.Красный цвет огня заставляет вздрагивать не только человека,но и животных.Под тихие светло-зелёные и охряные цвета родного пейзажа мы успокаиваемся.Мягкий сине-зелёный цвет ручья приятно расслабляет.Неописуемый восторг вызывает сияющий ярко-голубой цвет разливного неба.И кто знает что прячется в тяжёлом молчании чернеющих дырах бездны?
Цветовая композиция православной иконы и является основой красоты,взаимодействие с каждым цветовым оттенком,сочетание которых создаёт  разные плоскостные формы.Ритм звучания каждого цвета создают отзвуки и повторы одного итого же цвета.Внутреннее движение задаётся направлением и скоростью мазков.Даже плоская золотая поверхность,на некоторых иконах,полировалась так,чтобы было видно направление движения,противопоставляясь неподвижной золотой плоскости.Форма цветового пятна также создаёт цветовую динамику.Взгляд всегда следует за расширяющейся цветовой массой капли,расползается по плоскости неповторимого орнамента и останавливается мощными блоками архитектурных строений.Та же капля оказывается непреодолимым препятствием,если увеличивается навстречу нам.
Для более лёгкого понимания,как воздействует на человека это явление,обратимся к произведениям искусства далёкой Японии.Открою для вас секрет,что мы читаем картину точно также как и текст,подсознательно следуя за движением цветовой формы-слева направо.Как известно,японцы читают сверху вниз и справа налево.Для прочтения картины,перевернув знаменитую "Волну" Хокусая,мы увидим,что изменяется и смысл произведения.С нашим прочтением,мы летим на гребне большой волны,но японского зрителя,с его прочтением справа налево,это цунами накрывает.
Человек особенным психологическим образом воспринимает форму и движение цветового пятна,но существует и ещё одна главная составляющая,создающая равновесие каждого живописного произведения-вес того же цветового пятна. Движения цветовых форм,которых в работе может быть множество,но ни одно это движение не должно выходить за пределы рамы или ковчега.В иконе соблюсти это правило намного сложнее чем в живописи.Каждый цвет в иконописи предельно чистый и ясный и спрятаться за серыми полутонами моделирования формы практически невозможно.Визуальный вес цветового пятна зависит от самого цвета,его размера,фактуры краски и техники её наложения.Чтобы внутри композиции уравновесить маленькое киноварное пятно,потребуется по соседству большая светло-зелёная плоскость.Ровно закрашенное глухое тёмное пятно намного тяжелее пятна такого же цвета,но сделанного мазками.В иконе облегчение тяжелых плоскостей достигается наложением на них сетки орнамента.Общее давление на глаза уменьшается,но при этом оба цвета сохраняют чистоту.Краски,использовавшиеся в древние времена,имеют кристалическую природу и из-за присутствия в природном камне различных примесей,обладают способностью изнутри отражать свет.Полученные из природного камня краски намного богаче и разнообразнее,чем глухие,растёртые в пыль химические пигменты.При незначительном увеличении,старинные цветовые плоскости,напоминают мозаичную поверхность,созданную различными минералами.Такое мерцающее пятно намного легче плотной монохромной цветовой плоскости.Существует множество способов достижения  на иконе композиционного равновесия.Секрет необычайной красоты русской иконы заключается в выборе способа обработки материала при приготовлении краски,для каждого цветового пятна.Если мы будем сравнивать иконы 19 в. и 16 в. сделанных по одному исходнику,то мы увидим совершенно разные произведения.
Иконописец обладал полной свободой в изменении реальности,стремясь к безупречной красоте композиционного решения цветового движения.Если художественный замысел требовал изменения пропорции изображаемых предметов,художник откровенным образом выкидывал любую анатомическую деталь или добавлял несуществующую (передние ноги  у коня на иконе Георгия Победоносца имеют лишние суставы).Такие противоречия реалистичной формы на средневековых иконах встречаются довольно часто.

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях