главная страница Симон Ушаков Симон Ушаков - Иконописец Симон Ушаков

Симон Ушаков - Иконописец Симон Ушаков

иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков
Индекс материала
Симон Ушаков
simon
simon
simon
Все страницы

Вехи жизни и творчества.
События жизни художника мало известны;мы ничего не знаем о нем до поры поступления на службу в Серебряную палату в 1648 году. Установлено, что в прошении Симон Ушаков упоминает о своей постоянной работе у царского дела;можно предположить, что до зачисления на государеву службу он работал кормовым художником. Долгое время считалось,что звание дворянина было пожаловано ему за творческие заслуги, но в последнее время доказано, что он происходил из московских дворян.Годы и место обучения иконописи, а также учителя, неизвестны. Надписи на некоторых иконах и записи в синодиках сообщают, что Симон Ушаков родился в 1626 году. Свои иконы мастер подписывал так:"Пимен Федорович Ушаков, зовомый Симон" (в обычае людей 17 века было иметь два имени, одно - как бы "потаенное", посвященное Богу, другое - "зовомое", то есть то, которое знали все). Известно, что Симон Ушаков был женат, имя его жены - Феврония, у них было двое детей - сын Петр и дочь Евфимия. Прожил он 60 лет и скончался в 1686 году.
Первые дошедшие до нас иконы датируются 1652 и 1653 годами. Обращает внимание значительность заказов, поручаемых молодому мастеру. В одном случае это копия "в меру и подобием" главной русской святыни чудотворной иконы "Богоматерь Владимирская", для замоскворецкой церкви Архангела Михаила в Овчиниках, в другом - не менее почетное задание:большемерная икона митрополита Филиппа, за год до того канонизированного. Об авторстве Симона Ушакова мы узнаем только по автографам на иконах, настолько их живопись далека от сложившейся впоследствии авторской манеры.
иконаИкона "Богоматерь Владимирская", также как и чудотворный подлинник, двусторонняя - на обороте изображение Голгофского креста, под которым коричневой краской написано:"Лета 7160 [1652] году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой а писал государев иконописец Симан Федоров. Зачата июня 19 день [далее неразборчиво]".Стиль исполнения личного письма в этой иконе несколько суховат, еще нет попытки передать объем, что будет характерно для более поздних ушаковских ликов, видимо, это можно объяснить как неустоявшейся еще манерой, так и желанием мастера приблизиться в своей копии к традиционной живописи подлинника. Важно отметить что уже в раннем памятнике двадцатишестилетний мастер использует непривычно светлый телесный цвет в написании ликов. Спустя много лет Симон Ушаков и его друг и сподвижник иконописец Иосиф Владимиров в своих трактатах обоснуют необходимость писать "световидные" образы. Обращаясь к Ушакову, Иосиф Владимиров писал:"...Где непонимающие спорщики нашли такое указание, требующее, чтобы одинаково смугло и темновидно писали лица всех святых? Весь ли род человеческий на одно лицо создан? Все ли святые Были одинаково смуглы и худы? Если они и имели истощенное тело здесь, на земле, то там, на небесах, явились оживотворенными и просветленными душой и телом. Какой бес, позавидовав истине, воздвиг такое гонение на светообразные изображения лиц святых на иконах [...] Кто из здравомыслящих людей не посмеется такому юродству, чтобы темноту и мрак предпочитать больше света?"
С новым качеством мы встречаемся в работах Симона Ушакова конца 50-х годов для церкви Троицы в Никитниках, которую чаще называли в то время по боковому пределу церковью Грузинской Богоматери, "что на Варварке". Здесь мы обнаруживаем уже вполне зрелого мастера со своей индивидуальной манерой личного письма. В соавторстве с ведущим мастером Оружейной палаты Яковом Казанцем и Гавриой Кондратьевым Симон Ушаков выполняет в 1659 году икону "Благовещение с акафистом" для местного ряда иконостаса (в котором она храниться и в настоящее время). Ушаков пишет в ней только лики, хотя в дальнейшем ему приписывали авторство всей иконы.
Старшим мастером и знаменщиком в данной работе, вероятнее всего, был Яков Казанец - в то время не только жалованный, но и ведущий изограф Оружейной палаты (именно его преемником пять лет спустя станет Симон Ушаков). Видимо, к этому времени Ушаков уже зарекомендовал себя виртуозным мастером личного письма, если в этой артели ему была отведена главная роль. Кстати, небезынтересно рассмотреть принципы "дружинного" творчества, характерные для русского искусства 17 столетия. Примеры артельного труда художников можно найти и в более древние времена:Андрей Рублев работал и с Феофаном Греком, и с Даниилом, а Дионисий расписывал знаменитый Рождественский собор в Ферапонтовом монастыре с сыновьями Владимиром и Феодосием. Неудивительно,что большой собор расписывался сообща, поскольку для одного мастера это непосильный труд. Но методы работы артели 17 века и более древней коренным образом отличаются друг от друга6если в ранние времена все мастера в дружине трудились на равных началах и каждый иконописец выполнял какую-то свою композицию, отдельный сюжет, то во времена Симона Ушакова художники становятся узкими специалистами - доличниками, Симон ушаков с учениками Егором и Иваномличниками, златописцами, травниками и так далее. Конечно, наиболее ответственной считалась работа личников.
Второй образец коллективного творчества - "Успение" - была создана в 1663 году. Надпись на поземе гласит:"Лета 7171 года [1663] писал сии настоящий образ государев иконописец Пимин зовомый Симон Федоров сын Ушаков со учениками Егором да Иваном в Гороховский уезд в пустыню Красных Фролищевых гор в лавру Оуспения Пресвятыя Богородицы при строителе иеромонахе Иларионе будащего ради покоя и по родие[лех] своих". Настоятель монастыря, иеромонах Илларион, впоследствии епископ Суздальский, был родственником Симона Ушакова, Составленное вскоре после смерти Иллариона житие проливает свет на многие малоизвестные факты биографии иконописца. Г.Д.Филимонов, автор первой и единственной на сегодняшний день научной монографии о художнике, пишет, что составитель жития довольно много внимания уделяет художнику, "подтверждая его родственные связи с духовными лицами, рисуя его полную благочестия домашнюю жизнь, наконец, свидетельствуя о том благоговении, с которым относились современники к произведениям его кисти". Икона написана по старому, традиционному иконографическому изводу (здесь важно вспомнить, что все иконы, написанные Симоном Ушаковым артельно, отличаются строгим соблюдением канона), только лики исполнены объемно, светлой краской с контрастными темными тенями. Любопытна такая подробность - наиболее светлые части ликов художник акцентирует еще и движками, характерными для традиционной иконописи.



 
Апрель 2018
Пн 29162330
Вт 3101724 
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях