главная страница Симон Ушаков Симон Ушаков - Страница 3

Симон Ушаков - Страница 3

иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков
Индекс материала
Симон Ушаков
simon
simon
simon
Все страницы

"Сформулированный" лик идеала.

 

иконаСчитается, что центральной, доминирующей темой творчества Симона Ушакова стала иконография "Спас Нерукотворный", и это не случайно, потому что сейчас трудно даже предположить, сколько было создано Ушаковым икон на эту тему. Первые известные нам "Спасы" были написаны художником для той же церкви Троицы в 1628 году, последний же в ряду сохранившихся образов датируется 1678 годом, он происходит из Смоленска. "Спаса Нерукотворного" сутью иконного образа стал сплав горнего и дольнего, другими словами - в Богочеловеке Христе иконописец выявляет не только его Божественную, но и человеческую ипостась. Это было новым в иконописи 17 века.
Не касаясь проблем сохранности живописного слоя (записей, реставрации и других оттенков этой темы), мы можем с определенностью сказать, что явственно прослеживается удивительная устойчивость художественного образа как по трактовке, так и по живописному воплощению. Это - "сформулированный" лик Христа, определенное выражение внутренне осознанного мастером идеала, который художник как бы внедряет в сознание своих современников, создавая, в определенной мере, академический образец.
Угадываемая за этим сознательная, волевая целеустремленность художника получила раннее признание. Еще в пору его работы в Серебряной палате заказчиками Симона были и царь, и царица, и патриарх, а в 1664 году он уже - ведущий мастер Оружейной

Мастер Оружейной палаты.

Оружейная палата (или Оружейный приказ) была учреждена в середине 16 века как хранилище оружия. В 40-е годы 17 века к Оружейной палате присоединили и Иконную, с этого времени она приобретает Значение первой государственной русской художественной школы, своего рода Академии художеств.
Мастера Оружейной палаты делились на "жалованных" и "кормовых". Царски "жалованные" изографы выбирались из лучших художников как Москвы, так и других городов;они трудились в Оружейной палате постоянно и получали годовое вознаграждение (жалование) за свою работу деньгами и продуктами. "Кормовые" мастера считались несколько ниже рангом, но так же, как и "жалованные",выбирались из наиболее талантливых "городовых"(городских) художников, однако получали плату (корм) за труд только во время работ. "Кормовых" мастеров собирали в оружейную палату для выполнения больших государевых или монастырских заказов, а по окончании работ распускали по домам, где они крестьянствовали или занимались тем или иным ремеслом;все они числились в списках Оружейного приказа и в вызове их соблюдалась очередь. Именно "кормовые" изографы сыграли важнейшую роль, с одной стороны, в распостранении новых художественных приемов и идей в провинции, а с другой - в обогащении столичной живописи местными навыками и формами.
Мастера Оружейной палаты выполняли самые различные работы:расписывали храмы, писали иконы, парсуны(портреты, от слова "персона"), миниатюры для рукописных книг, готовили рисунки для знамен, для книжных гравюр, разрисовывали пасхальные яйца и "потехи" - игрушки для царевичей, украшали царские шатры, утварь и тому подобное.
Находясь на посту ведущего мастера Оружейной палаты, Симон Ушаков не только руководил всеми работами, но и занимался педагогической деятельностью - у него были ученики и в Оружейной палате, и в доме. (Кстати, его дом в Китай-городе, рядом с церковью Троицы в Никитниках, сохранился до наших дней).В обязанности Симона Ушакова входила так же аттестация всех приходящих "кормовых" мастеров.
Своим положением в Оружейной палате Симон Ушаков во многом обязан попечительству боярина Богдана Матвеевича Хитрово(?-1680), своего рода министра при дворе Алексея Михайловича, царского оружничего, возглавлявшего с 1654 по 1680 годы Оружейную палату и, фактически, всю художественную деятельность русского государства во второй половине 17 века.
Помимо почета, новая должность Симона Ушакова был сопряжена и  огромной ответственностью, даже с некоторым риском, так как во времена раскола главный художник Оружейной палаты был, выражаясь современным языком, в центе острейшей идеологической схватки. Непосредственным полем этой борьбы была теологическая, богословская и обрядовая сторона церковной жизни. Каждый иконографический изобразительный нюанс мог быть основанием для отнесения иконописца к тому или другому лагерю - раскольников или никонианцев, а с сторонников раскола в те времена преследовали и жестоко наказывали.
В столь зыбкой и опасной атмосфере даже дружба с Б.М.Хитрово не спасла Симона Ушакова от опалы и недолгой ссылки в конце июля 1665 года в Николо-Угрешский монастырь,конкретные причины которой до сих пор остаются неясными.



 
Январь 2018
Пн18152229
Вт29162330
Ср310172431
Чт4111825 
Пт5121926 
Сб6132027 
Вс7142128 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях