главная страница Статьи Росписи Благовещенского собора Московского Кремля (часть 1).
Полезные статьи - Полезная информация.

Росписи Благовещенского собора Московского Кремля (часть 1).

На Боровицком холме, блистая золотыми куполами соборов, высится девний Московский Кремль. В 1489 году здесь на подклете старого разобранного собора 14 века псковские зодчие воздвигли изящный трехглавый Благовещенский собор, окруженный с трех сторон галереями со входами на Соборную площадь.Ныне существующий архитектурный облик Благовещенского собора сложился в 60-х годах 16 века при Иване Грозном, когда по углам сводов галерей возвели небольшие пределы, увенчанные главами; с западной стороны были поставлены две дополнительные главы, и, не потеряв своей целостности, собор из трехглавого превратился в живописный девятиглавый храм. Украшением интерьера храма стал иконостас, выполненный в 1405 году прославленными живописцами Андреем Рублевым, Феофаном Греком и Прохором с Городца и перенесенной из разобранной церкви 14 века.

В 1508 году на месте старых княжеских хором, находившихся рядом с собором, строится кирпичный дворец,в который переходит жить великий князь  Василий lll со своей семьей. Именно к этому времени и относится возникновение фресок Благовещенского собора, простоявшего почти двадцать лет без настенной росписи. Первая Софийская летопись под 1508 годом говорит:"Тое же весны повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Блговещения у себя на дворе; мастер Феодосий Дионисьев сын с братией".
За многие годы своего существования фрески неоднократно поновлялись и записывались. Эти записи были сняты советскими реставраторами в 1947-1961 годах. Произведенная реставрация показала, что лучше всего древние фрески сохранились на хорах, на столбах(особенно в их верхних частях), в центральном алтаре и дьяконнике.
Схема росписи собора в общих чертах традиционна. Фрески распологаются четырьмя ярусами. Нижний (цокольный) украшендекоративными живописными полотенцами - пеленами. В центральном куполе собора изображен Спас Вседержитель; в трибуне под куполом - архангелы; в простенках между окнами и ниже - праотцы, пророки; в парусах - евангелисты. На сводах, столбах собора, на стенах центральной части алтаря и жертвенника нашли отражение евангельские притчи, праздники, легенды о "чудесах" Христа. "Страшный суд" помещен не как обычно - только на западной стороне, но заходит на северную и южную стены под хорами. Несмотря на это, тема "Страшного суда" занимает относительно мало места в росписи Благовещенского собора. Это вызвано прежде всего небольшой площадью храма; кроме того, сцены "Срашного суда"в росписи великокняжеского храма являются своеобразным дополнением к основной, доминирующей теме - теме "Апокалипсиса".
Центральную часть собора отделяла от алтаря каменная алтарная преграда с фигурами святых. Она была стесана в более позднее время, но на алтарных столбах, некогда составлявших с алтарной преградой единое целое, за иконами первого "местного" ряда сохранилось несколько фигур. На юго-восточном столбе изображены в рост преподобные Варлаам и Арсений. На северо восточном - Моисей Мурин и фигура одного святого, по-видимому, царевича Иосафа, от которого дошли лишь фрагменты. Аналогичный состав святых можно видеть на алтарных преградах Успенского собора Московского Кремля, а так же звенигородских соборов. Безусловно, такой определенный подбор не был случайным явлением, а был связан с освященными веками традициями. В дьяконнике размещался в древности придел Василия Кесарийского. Роспись этого придела посвящена житию этого святого и Иоанна Златоуста, соименных великим князьям Василию l и Ивану lll, при которых были построены первый и ныне существующий Благовещенские соборы.
Наряду с традиционными изображениями стенопись Благовещенского собора имеет ряд сюжетов, которые отличают его от росписей других памятников этого периода. Как уже говорилось, большое место в этой стенописи занимают сцены "Апокалипсиса". Наиболее характерными, ярко и образно передающими смысл апокалиптических сюжетов являются композиции, расположенные на восточной стороне "лобовых" арок, обращенных к иконостасу. Художник рисует перед зрителем одну за другой мрачные картины: апокалиптические всадники на "белом,рыжем,вороном" конях, символизирующие все земные ужасы - войну, голод, мор, смерть; рушащиеся стены городов; раскрывшиеся гробы с мертвыми телами и, наконец, тощая фигура с косой в руках на "бледном" коне, олицетворяющая смерть.

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях