главная страница Статьи Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

Полезные статьи - Полезная информация.

Искусство не создаётся само по себе из ничего, произведения не возникают в безвоздушном пространстве, они  материализуются в существующей духовной атмосфере и эта атмосфера появляется благодаря людям, живущим в это время.

Сергий  Радонежский известный и почитаемый людьми  по житию, составленном Епифанием Премудрым, не один десяток лет собиравшем  сведения о святом, и отредактированная впоследствии  Пахомием Сербом.
Здесь мы сталкиваемся с особым  жанром  литературы - житиём святых. Это специфические   произведения  своего времени, отразившие в себе духовные потребности, род общего мечтания .  Это «искусство спасения» является не только искусством слова,цель которого создать и обрисовать образец святой,спасительной жизни, но и предполагающее подражание. Произведения  рассчитаны на людей, которым  нужны не просто слова и идеи, а целевые нормы. Жития устанавливают  эмоционально-нравственную  атмосферу  своеобразного «православного» чувствования мира. Читатель или слушатель житий должен очищатсться этими сильными чувствами,испытывать и Страх Господень и умиление. Церковная культура  требует от слова проникновенности, а не убедительности. Богослужение включает в себя неоднократное  чтение  жития  и церковное настроение  причастно к созданию атмосферы, в которой  раскрывается душа  и  приобщает к святости.
Итак,  Сергий Радонежский. Житиё повествует нам,что  появился он на Свет Божий  «от родителя доброродну и благоверну». Трижды закричал он, во время церковной службы,находясь ещё в утробе своей матери и поняла она, что носит во чреве своём не простое дитя . По рождению ребёнок начал проявлять удивительное благочестие —по средам и пятницам он  постился и  отказывался от молока,если его мать употребляла только скоромную пищу. Назвали мальчика Варфоломеем и священник крестивший его  возвестил, что будет он  избран Богом, "обитель и служитель святые Троица».
С большим трудом давалось мальчику книжное учение . Но однажды, он повстречал молящегося старца, которого просил молиться  за то, чтобы  далось ему трудное учение. Монах помолился и  дав мальчику кусочек просфоры, пошёл вместе с ним к нему в дом. Перед застольной трапезой ,он велел отроку не сомневаясь   читать , и  мальчик начал легко  читать по книге. После трапезы, старец вышел за ворота и исчез таинственным образом,удивив тем самым провожавших его родителей . «Добрый си отрок достоин бысть даров духовных, иже от самех пелен Бога позна, и Бога возлюби, и Богом спасен бысть».
Отец его хоть и был боярского рода, но  обнищал под старость и переселился  в Радонеж из ростовской области. Двое сыновей его — Стефан и Пётр — женились,в отличии от  Варфоломея ,который хотел посвятить себя монашеству. Родители перед смертью  постриглись  и в последний путь их  провожал верный и добрый сын Варфоломей.
По смерти родителей  монахом стал и овдовевший к тому времени старший брат его Стефан. По уговору Варфаломея, они удалились в  пустынное место и своими руками поставили келью и маленькую церковь,которую освятили во имя святой Троицы.
Но вскоре от  тягот пустынной жизни Стефан  сбегает и отправляется из леса в Москву. Варфаламей же принимает иноческий постриг под именем Сергия и несколько лет,противостоя искушениям бесов, живёт один.  
Спустя некоторое время постепенно вокруг него составляется круг людей из монахов ,твёрдых в своём решении посвятить свою жизнь в пустыне. Они.равняясь на Сергия, ставят рядом свои келии и начинают жить. Монахов собирается 12 человек и  Сергий,обладающий хорошим здоровьем  как повествует житие, без ленности помогает и служит  братии," яко купленный раб". Он заготавливает на всех дрова, печёт хлеб и готовит варево, чинит одежду и обувь,носит воду. В ночи же пребывает в молитве без сна,питается одним хлебом и водой.
Постепенно образовывается монастырь и после того как преставляется его игумен,братия настаивает, чтобы Сергий  принял священнический сан,вопреки своему убеждению никогда не принимать власти. Когда монахов  оставалось по-прежнему 12, присоединился к ним Симон-архимандрит Смоленский, решивший по старости лет удалиться в пустынь. Он приносит в монастырь  какие-то деньги  и с него  начинается рост числа иноков.
Когда в  монастыре бывал голод  Сергий  не разрешает  просить милостыню по окрестным сёлам. К тому времени он начинает  творить уже и чудеса,которые  запечатлены на клеймах его житийных икон. Он оживляет своей молитвой  отрока, исцеляет некоего вельможу,одержимого бесами и его спостники видят помогающего ему ангела, на службе в церкви.
Находясь в состоянии постоянного духовного роста Сергий принимает людей вокруг себя, помогая  им спасаться.По-прежнему служа им примером ,он  совершенствует саму монастырскую жизнь.У себя в монастыре  он вводит общежительный устав . Как  описывается в Житии,  грамоту с предложением ввода нового устава прислал ему константинопольский патриарх, но инициатива исходила от самого Сергия. Так же он заручился помощью и поддержкой московского митрополита Алексия,что было не простым делом.
Это был пересмотр всех  представлений и обычаев жизни. Возникший конфликт с братией приводит к тому,что он уходит на Киржач и  основывает новый монастырь,который оказывается первым из большого числа монастырей,в последствии его будут основывать ученики Сергия (Дубенский, Андроников, Симонов...)По уговору митрополита Алексия, Сергий возвращается в Троицкую обитель.
Приближается год Куликовской битвы,которая не освободила русских от  ига, но освободила Русь от страха перед татарами. Духовный подъём, отмеченый  XIV веком, концентрируется в этой точке. Дмитрий Донской  приходит за благословением к Сергию накануне битвы. Следует отметить ,что Донской был предан анафеме митрополитом Киприаном.Сергий "вооружает его молитвою" и благословляет: «Подобает ти, господине, пещись о врученном от Бога христоименитому стаду; поиди противу безбожных и Богу помогающу ти победиши и здрав в свое отечество с великыми похвалами возвратишись». И когда Донской уже выходит на битву, приходит   новое ободрение и напутствие  Сергия : «Без всякого сомнения, господине, с дерзновением поиди противу свирепству их, никакоже ужасатися, всяко поможет ти Бог».
Во время битвы Сергий,  пребывая  в молитве  о победе русского воинства над татарвой, рассказывал братии о ходе битвы своей, называя  имена  убиенных и молился за  души их.
Со смертью  митрополита  Алексия   началась на Руси неразбериха с высшим церковным начальством . Сергию же было видение Богородицы, явившейся в божественном свете и  обещавшей своё  заступничество его монастырю. Божественный огонь  всё время находится  рядом с Сергием,который  творит чудеса и который сподобляются узреть  достойные.
Далее  житие святого повествует об  успении, погребении и обретении мощей.
В Житии перед нами предстаёт удивительная личность.В русской культуре эпоха Возрождения не было, но  конец  14 и начало 15 века называют эпохой Предвозрождения на Руси , с его характернейшей чертой — обращением к душе и чувствам русского человека . Это отразилось в  тяге к отшельничеству, в основании большого числа  монастырей ,влиянии исихазма. Как для  Италии яркой фигурой был Франциск Ассизский, так для Предвозрождения Руси был  Сергий Радонежский.
Их разделяет более ста лет и пространство,но типологически фигуры похожи и не похожи одновременно.
В Сергии Радонежском не было экстаза. Он не был блаженным  по русским понятиям и юродства в нём совсем не было .К нему нельзя применить судьбу разрыва и бегства. Он считался и с семьёй,и с окружающими. Его отличает послушание в отличии от Франциска,который бежал из дома даже тогда, когда его удерживали силой.
Любовь к труду на протяжении всей жизни Сергия, оставалось неизменным . Он жил по  заветам апостола Павла, требуя  от братии труда и запрещая  выходить за милостыней. В отличии от Франциска,для которого труд и трудолюбие несуществены, он чувствовал  под собою землю. За главную  добродетель Сергия  воздаётся  обилием монастырей, учреждённых  его именем.За  Франциска это сделали другие,сам же он учредить на земле ничего  не мог .
Ни  Сергий ни его ученики  не странствовали с кружкой для подаяния и с пламенными проповедями. 50 лет он  провёл в глуши лесов, уча своим примером, «тихим деланием». Вместе с душевной организованностью  огромную роль играл тот  труд, без которого погиб бы  монастырь его и он  сам . Православный глубочайшим образом, Сергий прививал  в определённом  смысле западную культуру,исповедуя трудом, порядком и дисциплиной , а  Франциск, родившийся в стране переизбыточной культуры, восстал против неё.
Мы не можем представить себе улыбающегося Сергия. Св. Франциск расплывается в улыбке  и солнцу,и тварям земным. Святой Сергий Радонежский  милостив, внимателен и добр по отношению к медведю. В нём  всегда видна  сдержанность, некоторый север духа  прохладной и кристально-разреженной атмосфере.
Вся жизнь Сергия — это суровые действия. Жизнь Франциска — это слова. Мы видим Сергия и в помощи по наведению порядка в межкняжеских усобицах(1365 г.,  он закрыл все Новгородские церкви) и в благословлении на кровь Дмитрия Донского -  один из главных подвигов его земной жизни. Сергий знал  чистоту  духовной жизни и не считал  вправе уклоняться  от сей чаши.В отсутствии в Москве митрополита,при молчании церковных иерархов,в момент когда был необходимо объединение и союз княжеств Сергий  взял на себя  ответственность, понимая,что  на его земле идёт трагическое дело и  благословляет  ту сторону, которую считает правой. Это  жертва не за войну,а себя во имя других, за народ и за родную землю

 


 
Октябрь 2017
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях