главная страница Статьи ИКОНА

ИКОНА

Полезные статьи - Полезная информация.
Индекс материала
ИКОНА
ikona1
ikona2
Все страницы

Бродя по залам Третьяковской галереи, невольно начинаешь размышлять о природе живописи. Почему у испанцев такой темный колорит картин? От обилия Солнца? Или у голландцев?  И как будут выглядеть эти яркие краски в серый и пасмурный день?   Но в зале иконописи таких вопросов не возникает, краски не просто яркие и светлые, появляется ощущение самого света, который  исходит от икон.


Возле иконы «Владимирской Божьей Матери» человек тихо читает молитвы,и стоят живые цветы. По-прежнему  становится неуютно от  мыслей  о целесообразности нахождения  в одном месте большого числа почитаемых намоленных  православных икон. Место иконе в церкви, чтобы не говорили экскурсоводы и эксперты-искусствоведы, именно там она являет  прекрасноблагость, не задыхаясь от отсутствия воздуха.    
Об иконе пишут и уже написано много. На  протяжении тысячелетия  сущность иконы осмыслялась  мыслителями  в философских трактатах, самой Церковью и в конкретных наставлениях иконописцам. Понимание красоты иконы и изучение ее началось только в 19 веке. Этому способствовало создание  коллекций древних икон людьми, следовавших вере отцов и почитавших иконы как редкость, святыню и драгоценность. В основном это были знаменитые собрания старообрядцев, таких как Прянишников, Егорова, Постникова, Рахманиновы.
Фонд древних икон ограничивался тогда памятниками 16 и 17 веков. Более старые  иконы оставались  неизвестными. Одним из первых кто по достоинству оценил красоту  русской религиозной  живописи и своеобразную красоту древнерусской литературы был ученый 19 века - Федор Иванович Буслаев, именно с него начинаются истоки современной  науки о древнерусском искусстве. Стоит отметить Лихачева Н.П., одного из лучших знатоков древнерусской живописи, который совместно с Кондаковым Н.П. и Айналовым Д.В, основал иконографическую школу, развивавшей научный подход к изучению сюжета иконы, понимание идеологии и богословия.
Спрос на иконы появился  в начале 20 века, когда было дано разрешение старообрядцам строить новые храмы и открывать старые. 1905 год можно назвать новым рождением русской иконы. Именно тогда в центр хлынула волна иконописных образов с севера, началась расчистка памятников и привычное представление о «черных досках» сменилось удивлением перед многоцветием и светом древностей. В 1913 году в Москве для широкой публики открывается выставка древнерусской живописи.
Активная  деятельность Центральных Государственных Реставрационных Мастерских (под руководством Грабаря) продолжилась после революции, но была направлена на изымание  икон у церкви (целые экспедиции собирались, направленные на планомерное и энергичное собирание).
В 1918-1922 годах была создана книга  Павла Александровича Флоренского, которая совмещала в себе понимание иконы  искусствоведов и церковных авторов. Две точки зрения на русскую икону, которые всегда шли отдельно. Правда опубликована эта книга была только в 1977 году. Автор ее был человеком великих дарований – философ, выдающийся математик, филолог, искусствовед, инженер. Он родился в 1882 году в городе Евлах, Елизаветпольской губернии, в  1899 году он оканчивает  2-ю Тифлисскую гимназию и поступает в Московский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1900 году ему предлагают остаться в университете, на кафедре математики. Но к тому времени  он видит  другой путь и думая о постриге и получив благословение у своего духовника, поступает в Московскую духовную академию где у него возникает  замысел сочинения «Столп и утверждение истины» и завершенное в 1908 году, к концу обучения. В 1911 году Флоренский принимает священство.
Революция  не стала для отца Павла потрясением  и крахом всех жизненных основ. В 1918 году он создает книгу «Иконостас», является ученым секретарем  Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице - Сергиевой Лавры,  пишет ряд работ по древнерусскому искусству. Находясь на искусствоведческой и музейной работе в 1922 году, он издаёт за свой счёт научно-философские труды «Мнимости геометрии» и «Диэлектрики и их техническое применение». Обогнав науку своего времени, он не отказался от сана священника. В 1928 году его ссылают в Нижний Новгород, но когда появляется возможность эмигрировать в Прагу, он отказывается от нее и остается в России. В 1933 году его осуждают на 10 лет и в ноябре  1937 года   приговаривают  к высшей мере наказания.
Его работы в самых разных областях непередаваемо едины. В  книге  воспоминаний, он  пишет, что дело жизни его, это познание мира в его движении, в его жизни, существующих отношениях. Познание неведомого он воспринимал как одно из существенных свойств мира. Неведомое в иконе отразилось в поиске средств, какими оно выявляется. Эти поиски стали основным содержанием «Иконостаса».



 
Октябрь 2017
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях