главная страница Статьи ИКОНА

ИКОНА

Полезные статьи - Полезная информация.
Индекс материала
ИКОНА
ikona1
ikona2
Все страницы

Бродя по залам Третьяковской галереи, невольно начинаешь размышлять о природе живописи. Почему у испанцев такой темный колорит картин? От обилия Солнца? Или у голландцев?  И как будут выглядеть эти яркие краски в серый и пасмурный день?   Но в зале иконописи таких вопросов не возникает, краски не просто яркие и светлые, появляется ощущение самого света, который  исходит от икон.


Возле иконы «Владимирской Божьей Матери» человек тихо читает молитвы,и стоят живые цветы. По-прежнему  становится неуютно от  мыслей  о целесообразности нахождения  в одном месте большого числа почитаемых намоленных  православных икон. Место иконе в церкви, чтобы не говорили экскурсоводы и эксперты-искусствоведы, именно там она являет  прекрасноблагость, не задыхаясь от отсутствия воздуха.    
Об иконе пишут и уже написано много. На  протяжении тысячелетия  сущность иконы осмыслялась  мыслителями  в философских трактатах, самой Церковью и в конкретных наставлениях иконописцам. Понимание красоты иконы и изучение ее началось только в 19 веке. Этому способствовало создание  коллекций древних икон людьми, следовавших вере отцов и почитавших иконы как редкость, святыню и драгоценность. В основном это были знаменитые собрания старообрядцев, таких как Прянишников, Егорова, Постникова, Рахманиновы.
Фонд древних икон ограничивался тогда памятниками 16 и 17 веков. Более старые  иконы оставались  неизвестными. Одним из первых кто по достоинству оценил красоту  русской религиозной  живописи и своеобразную красоту древнерусской литературы был ученый 19 века - Федор Иванович Буслаев, именно с него начинаются истоки современной  науки о древнерусском искусстве. Стоит отметить Лихачева Н.П., одного из лучших знатоков древнерусской живописи, который совместно с Кондаковым Н.П. и Айналовым Д.В, основал иконографическую школу, развивавшей научный подход к изучению сюжета иконы, понимание идеологии и богословия.
Спрос на иконы появился  в начале 20 века, когда было дано разрешение старообрядцам строить новые храмы и открывать старые. 1905 год можно назвать новым рождением русской иконы. Именно тогда в центр хлынула волна иконописных образов с севера, началась расчистка памятников и привычное представление о «черных досках» сменилось удивлением перед многоцветием и светом древностей. В 1913 году в Москве для широкой публики открывается выставка древнерусской живописи.
Активная  деятельность Центральных Государственных Реставрационных Мастерских (под руководством Грабаря) продолжилась после революции, но была направлена на изымание  икон у церкви (целые экспедиции собирались, направленные на планомерное и энергичное собирание).
В 1918-1922 годах была создана книга  Павла Александровича Флоренского, которая совмещала в себе понимание иконы  искусствоведов и церковных авторов. Две точки зрения на русскую икону, которые всегда шли отдельно. Правда опубликована эта книга была только в 1977 году. Автор ее был человеком великих дарований – философ, выдающийся математик, филолог, искусствовед, инженер. Он родился в 1882 году в городе Евлах, Елизаветпольской губернии, в  1899 году он оканчивает  2-ю Тифлисскую гимназию и поступает в Московский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1900 году ему предлагают остаться в университете, на кафедре математики. Но к тому времени  он видит  другой путь и думая о постриге и получив благословение у своего духовника, поступает в Московскую духовную академию где у него возникает  замысел сочинения «Столп и утверждение истины» и завершенное в 1908 году, к концу обучения. В 1911 году Флоренский принимает священство.
Революция  не стала для отца Павла потрясением  и крахом всех жизненных основ. В 1918 году он создает книгу «Иконостас», является ученым секретарем  Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице - Сергиевой Лавры,  пишет ряд работ по древнерусскому искусству. Находясь на искусствоведческой и музейной работе в 1922 году, он издаёт за свой счёт научно-философские труды «Мнимости геометрии» и «Диэлектрики и их техническое применение». Обогнав науку своего времени, он не отказался от сана священника. В 1928 году его ссылают в Нижний Новгород, но когда появляется возможность эмигрировать в Прагу, он отказывается от нее и остается в России. В 1933 году его осуждают на 10 лет и в ноябре  1937 года   приговаривают  к высшей мере наказания.
Его работы в самых разных областях непередаваемо едины. В  книге  воспоминаний, он  пишет, что дело жизни его, это познание мира в его движении, в его жизни, существующих отношениях. Познание неведомого он воспринимал как одно из существенных свойств мира. Неведомое в иконе отразилось в поиске средств, какими оно выявляется. Эти поиски стали основным содержанием «Иконостаса».



 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях