ИКОНА - Икона
Полезные статьи - Полезная информация. |
Индекс материала |
---|
ИКОНА |
ikona1 |
ikona2 |
Все страницы |
Икона это всегда осознание факта Божественной действительности. Икона может быть большого мастерства и плохого качества, но в основе её всегда лежит истинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. В данной иконе этот опыт может быть закреплён впервые, так, что она впервые является возвещаемым откровением бывшего опыта. Такую первообразную икону рассматривают как первоисточник, соответствующий рукописному подлиннику.
Может существовать и множество копий этой иконы, но духовное содержание их — не новое, а такое же, как у подлинника, хотя, может быть, и показываемое через тусклые краски. При этом возможны повторения основного перевода с разными вариантами и видоизменениями.
Оставляя в стороне способы механического воспроизведения, мы не заметим разницы между повторением и первоявленным произведением, как между новыми впечатлениями путешественника вновь открытой страны. Как бы исторически не было важно первое описание, последующее может быть более чётким и полным
В любом случае в основе каждой иконы всегда лежит духовный опыт.
Требование канонической формы никогда не служило помехой художественному творчеству, скорее этот дар от человечества художнику есть не стеснение, а освобождение. Художник, воображающий себя уникальным и свободным от канона, подобен пешеходу, которому мешает твёрдая почва и указатели пути, он мнит, что, находясь в подвешенном состоянии, он ушёл бы дальше, чем по земле. Такой художник на самом деле бессознательно отбрасывает совершенную форму, хватаясь за обломки несовершенных и случайных форм. Истинный художник не добивается своего всевозможными методами, он добивается прекрасного и не занят самолюбивыми вопросами, о превооткрывании истины... Наиважнейшая задача и цель художника — постигнуть и проникнуть в смысл канона. Чем отдалённее от повседневной жизни предмет искусства, тем большего требуется сосредоточения на каноне и соответственно необходимости требуемого опыта.
Следовать художественным каноническим формам легко и естественно: они отучают от случайного и искусственного, мешающего в работе.
Может быть, благодатные наставники направляли руки иконописцев, своим духовным опытом, чтобы воплотить небесные видения. Но не всегда художественная техника была чужда самому созерцателю небесных идей, и через всю историю Церкви протекает золотым ручьем традиция святой иконописи.
Этим иконописцам принадлежат иконописные творения, первоявленные иконы. Но, кроме того, необходимо повторение явленного свидетельства духовного мира. И как слово нуждается в переписчиках, так лик духовный требует иконников - копиистов, повторителей иконописных творений. От них не требуется пристального взора в небеса; но они должны быть не далеки от духовности, чтобы чувствовать ответственность своего дела, как содействия свидетельству. Эти иконописцы — не ремесленники, только ради денег пишущие иконы, не техники своего дела, принадлежащие или не принадлежащие к Церкви, а люди особой церковной должности. Их место определяется между служителями алтаря и мирянами. Но Церковь возвеличивая иконописцев, признаёт необходимость следить за их работою и за ними самими.
Иконописцы — не простые люди, занимая более высокое, по сравнению с другими мирянами, положение, они должны быть кротки и смиренны, соблюдать душевную и телесную чистоту, пребывать в молитве и посте, являться к духовному отцу для советов. Иконописец не соблюдающий указанных требований, отрешается от иконописного дела. Но на самом деле иконописцы сами себе ставили требования порой более высокие, делаясь в некотором роде подвижниками. Особая настроенность и благоговейный дух по сей день живёт в среде русских иконописцев, веками, передающих друг другу как секретные приёмы иконописи и другие, связанные с нею рабочие процессы, так и самосознание, как тружеников святого дела. Это — особый и порой замкнутый круг свидетелей.