главная страница Статьи Неизвестный Палех

Неизвестный Палех

Полезные статьи - Полезная информация.
Индекс материала
Неизвестный Палех
paleh
Все страницы

Неизвестный Палех.

Разнолика и непостижима с незапамятных времен земля Палеха, как разнолика и непостижима Россия. Все разнообразие жизни, все праздники и будни России собраны здесь. Палех - символ красоты русской народной души. Вопреки всем невзгодам, всем болям, тяжким страданиям суждено ей оставаться смиренно-прекрасной.


Палех лежит на русской равнине. Окружают его живописные, слегка всхолмленные окрестности. Здесь нет богато одаренного плодородной почвой Суздальской ополья, нет заболоченных низин Клязменской поймы, глухих лесов Севера России.Палех - это суглинки, холмы и овраги, леса и перелески, луга и пашни, это дым от костров, поднятый высоко в небо осенью, застывшая тишина зимней белезны снегов, звуки пробуждающейся жизни весной. Контрасты ландшафта рождают контрасты красок, света и тени: плывущие белые облака и серые тени от них на земле, яркая зелень лугов и синий лес на горизонте, голубизна неба на востоке и зловеще-черная туча на западе, а между ними - редчайшее зрелище: радужные ворота из тех радуг, заключившие Палех в свои объятия. Контрасты так естественны, что создается ощущение гармонии, уравновешенности, любуешься движением и сменой красок, причудливостью линий и состояний природы.
Палех олицетворял собой ту "святую Русь, что уходила в леса, строила монастыри и дома, рубила, пахала, сеяла, жала, и свой душевный порыв, свое человеческое величие, свое жизнепонимание выражала в иконописном творчестве, и оно постепенно становилось необходимостью и сущностью бытия...". Тяжелый труд и созерцание божьей благодати, разлитой вокруг,-две ипостаси создания культурной и нравственной среды Палеха.
Березовые рощицы, бегущие к проселку, ромашковые травостои по взгорьям, звон жаворонков в небе и гул шмелей над цветами, строй тополей вдоль вдоль дорог, овраги, поросшие черемухой, чистая родниковая водица и чистые соловьиные песнопения. А выражались эти песнопения по-своему: иконным письмом незамутненными чистыми красками. От неба - лазорь да голубень, от утренней зари - киноварь, от яркого солнца - охра. Художник погружался в стихию песенной разноголосицы, в стихию света и тени, времени и пространства, линий и форм.
История края, своеобразие деревенского, крестьянского уклада, речь, одежда, манера держаться, привычки - все участвовало в создании особого стиля искусства Палеха. Ремесло же иконописца, в свою очередь, учило смотреть на мир глазами художника, переосмысливать реальность в духе поэтической образности, рождало божественный настрой и духовную направленность творчества.

История самого Палеха не богата событиями, Но палехская иконопись имеет глубокие корни, связанные с культурой Владимиро-Суздальской Руси, которая была одним из древних центров русского самобытного искусства. Здесь возник своеобразный стиль, отличный от форм, созданных Киевом и Новгородом. Не было строгости в подражании византийским образцам, как в Киеве. Отсутствовала и суровая новгородская мужественность. Суздальский стиль характеризует женственная мягкость, спокойная, плавная текучесть линии и сдержанная гармоничная красочность.
Иконописный промысел в 16-17 веках захватил население Владимиро-Суздальского края. Монастыри организуют иконописные мастерские для сбыта икон богомольцам. Иконным делом промышляют и "миряне": посадские люди, мещанство, светское духовенство, крестьяне. Однако в течение 18 века иконописное дело в большинстве монастырей Владимиро-Суздальского края постепенно исчезает и сосредоточивается в трех больших селах: Палехе, Мстере и Холуе.

Вот что записано в летописи, хранящейся в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 18 веке Егором Дубовым: "Село Палех первоначально принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращении рода князей Палецких в 15 веке село Палех перешло в казну. В первой четверти 17 века Палех был пожалован Ивану Бутурлину за "московское осадное сидение королевичево" и принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года". Этими данными утверждается древность палехского поселения.
О недавних крепостных села Палех один из первых исследователей иконописного района Владимирской губернии, тонкий знаток иконописи Григорий Данилович Филимонов писал в 1863 году: "Вместо жалких крестьян  ремесленников я совершенно неожиданно встретился с народом развитым, исполнительным светлых убеждений, знающим свою историю и насчитывающим в числе своих предков людей, занимавшихся не одной только иконной техникой, но и науками..."

Крестовоздвиженская церковь стоит в центре села на самом высоком месте. Острый белый силуэт ее шаровой колокольни виден отовсюду. Село, смыслом и целью жизни которого является искусство, не могло позволить, чтобы в бездумные годы разрушения прошлого, снести Крестовоздвиженскую и Ильинскую церкви. Нужно обладать определенной смелостью и независимостью суждений, чтобы сделать эти церкви неотъемлемой частью палехского пейзажа на многих работах советского периода. Поистине, величие Палеха в цельности мировоззрения его художников, в сохранении корней духовной культуры.

 



 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях