главная страница Статьи Неизвестный Палех

Неизвестный Палех

Полезные статьи - Полезная информация.
Индекс материала
Неизвестный Палех
paleh
Все страницы

Неизвестный Палех.

Разнолика и непостижима с незапамятных времен земля Палеха, как разнолика и непостижима Россия. Все разнообразие жизни, все праздники и будни России собраны здесь. Палех - символ красоты русской народной души. Вопреки всем невзгодам, всем болям, тяжким страданиям суждено ей оставаться смиренно-прекрасной.


Палех лежит на русской равнине. Окружают его живописные, слегка всхолмленные окрестности. Здесь нет богато одаренного плодородной почвой Суздальской ополья, нет заболоченных низин Клязменской поймы, глухих лесов Севера России.Палех - это суглинки, холмы и овраги, леса и перелески, луга и пашни, это дым от костров, поднятый высоко в небо осенью, застывшая тишина зимней белезны снегов, звуки пробуждающейся жизни весной. Контрасты ландшафта рождают контрасты красок, света и тени: плывущие белые облака и серые тени от них на земле, яркая зелень лугов и синий лес на горизонте, голубизна неба на востоке и зловеще-черная туча на западе, а между ними - редчайшее зрелище: радужные ворота из тех радуг, заключившие Палех в свои объятия. Контрасты так естественны, что создается ощущение гармонии, уравновешенности, любуешься движением и сменой красок, причудливостью линий и состояний природы.
Палех олицетворял собой ту "святую Русь, что уходила в леса, строила монастыри и дома, рубила, пахала, сеяла, жала, и свой душевный порыв, свое человеческое величие, свое жизнепонимание выражала в иконописном творчестве, и оно постепенно становилось необходимостью и сущностью бытия...". Тяжелый труд и созерцание божьей благодати, разлитой вокруг,-две ипостаси создания культурной и нравственной среды Палеха.
Березовые рощицы, бегущие к проселку, ромашковые травостои по взгорьям, звон жаворонков в небе и гул шмелей над цветами, строй тополей вдоль вдоль дорог, овраги, поросшие черемухой, чистая родниковая водица и чистые соловьиные песнопения. А выражались эти песнопения по-своему: иконным письмом незамутненными чистыми красками. От неба - лазорь да голубень, от утренней зари - киноварь, от яркого солнца - охра. Художник погружался в стихию песенной разноголосицы, в стихию света и тени, времени и пространства, линий и форм.
История края, своеобразие деревенского, крестьянского уклада, речь, одежда, манера держаться, привычки - все участвовало в создании особого стиля искусства Палеха. Ремесло же иконописца, в свою очередь, учило смотреть на мир глазами художника, переосмысливать реальность в духе поэтической образности, рождало божественный настрой и духовную направленность творчества.

История самого Палеха не богата событиями, Но палехская иконопись имеет глубокие корни, связанные с культурой Владимиро-Суздальской Руси, которая была одним из древних центров русского самобытного искусства. Здесь возник своеобразный стиль, отличный от форм, созданных Киевом и Новгородом. Не было строгости в подражании византийским образцам, как в Киеве. Отсутствовала и суровая новгородская мужественность. Суздальский стиль характеризует женственная мягкость, спокойная, плавная текучесть линии и сдержанная гармоничная красочность.
Иконописный промысел в 16-17 веках захватил население Владимиро-Суздальского края. Монастыри организуют иконописные мастерские для сбыта икон богомольцам. Иконным делом промышляют и "миряне": посадские люди, мещанство, светское духовенство, крестьяне. Однако в течение 18 века иконописное дело в большинстве монастырей Владимиро-Суздальского края постепенно исчезает и сосредоточивается в трех больших селах: Палехе, Мстере и Холуе.

Вот что записано в летописи, хранящейся в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 18 веке Егором Дубовым: "Село Палех первоначально принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращении рода князей Палецких в 15 веке село Палех перешло в казну. В первой четверти 17 века Палех был пожалован Ивану Бутурлину за "московское осадное сидение королевичево" и принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года". Этими данными утверждается древность палехского поселения.
О недавних крепостных села Палех один из первых исследователей иконописного района Владимирской губернии, тонкий знаток иконописи Григорий Данилович Филимонов писал в 1863 году: "Вместо жалких крестьян  ремесленников я совершенно неожиданно встретился с народом развитым, исполнительным светлых убеждений, знающим свою историю и насчитывающим в числе своих предков людей, занимавшихся не одной только иконной техникой, но и науками..."

Крестовоздвиженская церковь стоит в центре села на самом высоком месте. Острый белый силуэт ее шаровой колокольни виден отовсюду. Село, смыслом и целью жизни которого является искусство, не могло позволить, чтобы в бездумные годы разрушения прошлого, снести Крестовоздвиженскую и Ильинскую церкви. Нужно обладать определенной смелостью и независимостью суждений, чтобы сделать эти церкви неотъемлемой частью палехского пейзажа на многих работах советского периода. Поистине, величие Палеха в цельности мировоззрения его художников, в сохранении корней духовной культуры.

 



Слава палехских мастеров, умеющих выполнять сложную, порой новую для них работу, распространилась уже в 18 веке по всей России. И государь Пётр знал, кого пригласить в Петербург для освоения и выполнения модной в то время на Западе техники лаковой живописи. Художники Палеха работали так, что последующие поколения искусствоведов принимали их произведения за вывезенные из Китая. Но при послевоенной реставрации архитектурных памятников Петергофа и лаковых панно 18 века в "китайском кабинете" Монплезира, дворца Петра, исследователи обратили внимание на материал, применяемый мастерами того времени. Оказалось, что это липа - дерево, характерное для России, а не для Китая и Японии. Обнаруженные Николаем Ивановичем Архиповым документы помогли установить, что в иконе 1720 года "живописцами Адмиралтейского ведения лакового дела подмастерьями Иваном Тихоновым и Перфирием Федоровым и учениками Иваном Поляковым и Иваном Некифоровым с товарищами - десять человек" был заключён договор по которому они должны были "работать лаковой китайскою работою","письмом с золочением кабинет в Петергоф", а через полгода девяносто четыре панно, выполненных в китайском стиле, были установлены в Монплезире.

К новой жизни произведения своих предков вернула также группа художников Палеха под руководством великого знатока искусства Николая Михайловича Зиновьева.
Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания - и храмового, и общественно-гражданского, и просто жилого дома. Иконы стояли при дорогах, на перекрёстках, на городских площадях, их брали с собой в дальний путь, с ними шли в военные походы, ими же родители благословляли своих детей. В царских хранилищах, в соборах Москвы и других городов количество икон достигало нескольких тысяч.
Вся жизнь, весь быт народа, календарь земледельца соответствовал дням памяти христианских праздников или отдельных святых. Поклонение в определённые периоды года тем или иным иконам с определенными иконографическими сюжетами, посвящёнными событиям из жизни Христа, Богоматери или христианских подвижников, вызывали появление повсюду на Руси Четьи-Миней. В Палехе они имелись в каждом доме, в каждой мастерской.
Икона - эстетическая композиция жизни и мироощущения палешан. Посредством иконы происходит открытие Палеха изнутри. Высшее благородство форм свидетельствует в иконописи о неиссякаемом величии духа. Характерная для стиля удлинённая форма создаёт впечатление летучести и ощущение невесомости, поэтической одухотворённости, что является выражением святости. Самые духовные начала народа являются внутренним смыслом палехской иконы.

 
Июль 2018
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях