главная страница Чудотворные Богородица Богоматерь Елеуса Киккская
Чудотворные иконы - Иконы Богородицы

Богоматерь Елеуса Киккская.

С приходом греческих патриархов для суда над Никоном (1666-1667)совпадает строительство церкви Григория Неокесарийского и освящение её в 1668 году. Для этой церкви, построенной во имя греческого святого и как бы ознаменовавшей возрат русской церкви к греческой ориентации, Симон Ушаков выполняет два главных образа местного ряда иконостаса - "Спас Вседержитель" и  "Богоматерь Елеуса Киккская". Иконопиец очень точно следует логике заказа, особенно это заметно на Богородичной иконе.

Выбор афонской иконографии с акцентированием её своеобразной графики, удлинённые пропорции доски, греческое написание текстов (на свитке и в названии), характер личного письма и красочная палитра - всё это весьма отличает икону от тр адиционных русских Богородиц.
Название иконы связано с Киккской обителью на Кипре, где до сих пор храниться древний прославившийся образ, по преанию написанный евангелистом Лукой. "Елеуса" в дословном переводе с греческого - "милующая", или, как говорили на Руси, "умиление".
икона БогородицыПо преданию, чудотворная икона долгое время находилась в Египте, затем, в 980 году, была перенесена в Константинополь и поставлена в царских покоях, где находилась до времени Алексея Комнина (11 век). После чудесного исцеления дочери императора и явления Богоматери во сне императору Алесею Комнину с наказом передать икону на остров Кипр, святыня находилась на Кипре. В 17 веке эта иконография получила широкое распространение на Афоне, на Руси же в те времена она не была столь популярной.
В древних иконах с изображением Богоматери Умиление есть некая доля трагичности - и во взгляде обращённом прямо к молящемуся (зрителю), и в самой позе. В ушаковской иконе нет острого предчувствия будущих страданий за мученичество сына, напротив, художник изображает Богоматерь в образе юной, прекрасной женщины-матери, задумчивости илёгкой грусти.
Небезынтересно отметить характер орнамента в этой иконе. Пышный и разнообразный, в сочетании с ассистом он не только украшает и обогащает икону, но и "высушивает" рисунок одежд и в какой-то степени уплощает объёмы фигур.
Калорит памятника непривычен для русской иконописи, соотношения цветов, пожалуй слишком резки, вернее сказать, они, быть может, были бы достаточно грубы, если бы не сглаживающая их золотая сетка декора.
Особого внимания заслуживает сама техника наложения золота в иконописи 17 века, она принципиально отлиается от древней. В древности ассист - золотые лучи, покрывающие одежды, - символизировал нисходящий на святых Божественный свет и исполнялся, как правило листовым золотом. В 17 столетии ассист наносился кистью, как краска, творенным золотом ( то есть растворенным или перетертым в порошок листовым золотом со связующим). Ассист уже не лучиками, а почти сплошь покрывает одежды и выполняет чисто декоративные функции, а письмо это называется золотопробельным, так как заменяет традиционные пробела.
Необычны по цвету одежды Богоматери: мафорий не тёмно-коричневый, а охряно-золотой, с зелёной подкладкой, на голове Её икона фрагментплат, светлый, розовый, да ещё испещренный золотым орнаментом (и также с зелёной подкладкой) ; платье не тёмно синее, а светлое, цвета бирюзы, и тоже богато орнаментированное. Цвет платья перекликается с цветом подкладки мафория, плата и фона, но более интенсивного оттенка, с меньшим добавлением белил.
Сохраняя  традиционную трактовку складок одежд, Ушаков находит интересное, красивое и "успокоенное" ритмическое построение композиции. Так, складки каймы плата Богоматери, образуют на правом плече живописную вереницу зеленых треугольников (подкладка) на светлом фоне; отчасти ритм этих складок мафория созвучен ритму складок на левом нижнем краю хитона Младенца. Плавными повторяющимися полукруглыми складками ниспадают хитон Младенца и мафорий Богоматери.
Белое пятно свитка – смыслового центра иконы – уравновешивается и вместе с тем акцентируется белыми рукавами рубашки Младенца – белый цвет в композиции ложится как бы веером.
Певучая линейность, просветленный колорит, построенный на тональных градациях ограниченной цветовой палитры, нежное сфумато личного письма – это свидетельство виртуозного владения широким арсеналом умений и знаний, великолепного стилевого чутья, направленных на целеустремленное и точное выполнение определенных художественных задач. Кстати, аналогичных мотивов в творчестве Симона Ушакова больше не встречается.

 

 
Октябрь 2017
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825 
Чт 5121926 
Пт 6132027 
Сб 7142128 
Вс18152229 

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях