главная страница Мастерская Олифление иконы Олифление иконы.
Мастерская

Олифление иконы.


Вот и пришло время последнего этапа в изготовлении иконы. Это ОЛИФЛЕНИЕ. Простым языком - это замещение желточного масла олифой. Процесс очень важный и не менее сложный. Хотя сложность его заключается в мелочах и некоторых особенностях данного процесса, который я и хочу описать.

Начну по порядку, как бы сам выполнял эту работу.

1.Первым делом проверяется сама икона, к готовности быть проолифленной. Звучит нелепо, но если икона писалась с недостаточным добавлением связующего,то под олифой живопись посветлеет,что крайне нежелательно. Легче проверить доску водичкой, нежели исправлять впоследствии всю работу. Если краска темнеет под влажной кистью, то смело можно олифить, в противном случае, всю работу необходимо покрыть слоем связующего и дать просохнуть не менее 6 часов.

2. Второй важный момент - это чистота в мастерской или том месте, где будет проводиться работа. Кошечки и собачки - главные враги сему процессу, ибо шерсть от домашних любимцев может на длительное время запечатлеться на вашей работе. Не думаю, что это та память, которую следует сохранять на иконе. Поэтому не прибегая к радикальным мерам, следует произвести влажную уборку.

3. Выбор олифы. Это вопрос личного предпочтения. Я имею ввиду олифу с сиккативом и без. Для меня отличие лишь во времени и запахах. Бытует мнение, что олифа с сиккативом не долговечна, но практического подтверждения этой версии я не встречал. Тем не менее, я пользуюсь олифой без сиккатива, запасаясь терпением и повышенным вниманием. Время сушки (загустения) обыкновенной олифы 3-6 часов.

4. Работа начинается при температуре 25 градусов.

Небольшое отступление. На бутылке или банке с олифой, которые не раз открывались, могут образовываться крошки от засохших капель олифы. Эти крошки, попавшие на доску, создают впоследствии большие проблемы. Не лишним будет пропустить олифу через марлю.

5. Итак, когда всё приготовлено, приступаем к самому процессу. На доску капается олифа (размер капли 1,5 - 2 см.) и равномерно распределяется по доске. Руки при этом тоже должны быть чистыми. Никакими подручными средствами не пользуемся, всё делается руками. Толщина слоя 0,2 мм. Если олифы чрезмерно много, то убирается она "пачканием" руки.

6. Каждые 20 - 25 мин. проверяем доску на наличие "островков", мест где олифы недостаточно и если таковые имеются убираем их, распределяя пальцами и растирая. Это не сложный процесс, главное контролировать и не лениться. Эти "островки" хорошо видны на просвет, поэтому их нельзя допускать, иначе ваша работа будет испорчена.

7.Через 2 - 3 часа, после нанесения на поверхность олифы, я добавляю домарный лак, можно каполовый. Добавляется совсем немного (3- 5 капель,в зависимости от площади доски), распределяется и смешивается с олифой. Если переусердствовать, то сохнуть работа будет очень долго, вдобавок поверхность становиться липкой, "привлекательной" для пыли.

8.После того, как олифа впиталась и загустела, доска помещается в самое холодное место. Летом я помещал иконы в холодильник, какое-то время выдерживал и приступал к "фиканию". Это инерционные движения пальцами по поверхности иконы, издающие своеобразный звук. "Фикается" вся доска, опять таки с вниманием и старанием. Если же попадается комочек засохшей олифы, о чём я писал выше, то может сойти слой засохшей плёнки, поэтому обращайте внимание на чистоту олифы,дабы не начинать работу заново.

В завершении хочу сказать, что сохнет окончательно олифа минимум полгода, т.е. через это время икону можно лачить, но не раньше. Делая работу под заказ, предупреждайте об этом заказчика, если он хочет, чтобы икону доделали именно вы.
Удачи Вам в вашем нелёгком труде! Если описал процесс недостаточно хорошо, то прошу меня великодушно извинить, пишите и спрашивайте.

 

 
Декабрь 2017
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Жизнь в фотографиях