Нимбы - символ святости, напоенности Божественным светом.

Нимбы - символ святости, напоенности Божественным светом.
Икона не будет считаться иконой,если на ней не присутствует нимбов и надписей.Нимб - это изображение сияния Божественной силы, которая исходит от святого.Исторически сложилось так,что в церквях разных конфессий нимбы отличаются по разнообразию формы и изображаются по-разному.


Отмечают нимбы идеальной окружности, квадратные,наложенные друг на друга и овальные  .В замечательной старинной иконе "Спас Златые Власы" вся бесконечная Вселенная является нимбом.В  русских православных иконах он обычно делается в виде светящегося круга за головой святого.Иногда его красили,но считалось не допустимым делать его без золота.Форма нимбов изображается в виде правильного и четкого круга,но в зависимости от внутренней динамики композиции и задумки иконописца,идеальная окружность может быть изменена или "подправлена" не заметно для зрителя,а иногда делалась просто овальной,опираясь в первую очередь на красоту.
Надписи на христианских религиозных изображениях появились гораздо раньше нимбов,такое искусство было неличным и просто необходимо было указывать кому принадлежало изображение.Вдобавок,с развитием икнографических типов,не редко многие святые изображались одинаково,различить которых можно было только по надписям.Надпись является неотьемлемой частью канона и всегда тщательно проверялась,особенно перед освящением иконы.Хотя случалось и так,что иконописцы,не владея грамотой,просто копировали надписи,не зная что они означают.Нередко старые иконы сочетают в себе оригинальные русские и греческие написи.Вероятно мастера,выполняя заказы брали разные образцы и соединяли их (например икона 15 в."Богоматерь Знамение с избранными святыми" из собрания ГТГ). Попадались и иконы с неправильной трактовкой надписей,где буквы иногда просто переставлялись.
Нимб Христа всегда изображался с крестом и с греческими буквами W , ON и означали ОН ТОТ КТО ОН ЕСТЬ,но этих букв могло и не быть,на их месте вставляли драгоценные камни.На русских иконах положение этих букв неизменное и выступает символом,принадлежащим Спасителю,но для греков это смысловое предложение в котором буквы,в зависимости от смысла,могут  менять свое положение.Для лучшего композиционного решения в написании текста применялась обширная система сокращений.К слову можно было добавлять ряд орнаментальных решений и ничего не означающих знаков,увеличивая тем самым живописный вес надписей.В монастырских и общинных артелях надписи делались человеком грамотным,умеющим писать,обладающим красивым почерком и не всегда художником.При написании текста пользовались различными шрифтами,это была и скоропись,иногда мелкая и почти незаметная и внутренними прямоугольными шрифтами,изобилующих орнаментами.Переплетения завитушек были характерны для русского модерна начала 20 века,а вытянутые тонкие и изящные буквы - для классического периода.Пользовались и общепринятыми письменными шрифтами,которые использовались в это время,но всегда тест и его плотность диктовались пониманием художественной композиции иконы.

Обновлено (17.10.2011 16:36)